Кто является плательщиком НДС в Казахстане в 2022 году?

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Кто является плательщиком НДС в Казахстане в 2022 году?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

С января 2018 года внесены изменения и дополнения в ряд статей Кодекса Республики Казахстан об административных правонарушениях, устанавливающих ответственность за административные правонарушения в области налогообложения (Глава 16).

Об ответственности за совершение правонарушений в области налогообложения в свете изменений санкций в 2018 году

В первую очередь, следует обратить внимание на гуманизацию положений Кодекса. Важным нововведением является освобождения лица от административной ответственности при малозначительности правонарушения (статья 64-1).

Расширен институт предупреждения, т.е. за правонарушение, совершенное впервые, вместо ранее налагаемого штрафа, с января 2018 года санкцией является предупреждение. Такие изменения произведены:

-по части 3 статьи 276 за неотражение в учетной документации операций по учету и реализации товаров (работ, услуг),
-по части 1 статьи 280-1 за невыписку налогоплательщиком счета-фактуры в электронной форме
-по части 3 статьи 280-1 за выписку налогоплательщиком счета-фактуры в электронной форме с нарушением срока,
— по части 1 статьи 288 за невыполнение налогоплательщиком законных требований органов государственных доходов и их должностных лиц

Произведено снижение размера штрафов, изменение штрафа в процентах на месячные расчетные показатели:
— по части 3 статьи 275 за сокрытие физическим лицом сведений о наличии имущества на праве собственности за пределами Республики Казахстан, а также денег на банковских счетах в иностранных банках, находящихся за пределами Республики Казахстан, подлежащих отражению в декларации по индивидуальному подоходному налогу в соответствии с налоговым законодательством Республики Казахстан, совершенное путем их неотражения в декларации по индивидуальному подоходному налогу, ранее штраф составлял 250 МРП, с 2018 года- 100 МРП.
— по части 4 статьи 275 за неустранение нарушений, установленных частью третьей настоящей статьи, в течение года после наложения, санкция с 500 МРП уменьшена до 200 МРП,
— по части 3 статьи 278 за превышение суммы фактически исчисленного корпоративного подоходного налога за налоговый период над суммой исчисленных авансовых платежей в течение налогового периода в размере более 20%, если это действие не содержит признаков уголовно наказуемого деяния, размер штрафа уменьшился с 40% до 20% от суммы превышения фактического налога.
-значительно снижены размеры штрафов, налагаемые по статье 281 (части с 1по 6), в которой предусмотрена ответственность за нарушение законодательства Республики Казахстан в области государственного регулирования производства и оборота отдельных видов нефтепродуктов и подакцизных товаров, за исключением биотоплива, этилового спирта и алкогольной продукции. Например, за непредставление либо несвоевременное представление сопроводительных накладных, деклараций на нефтепродукты, на табачные изделия, а равно непредставление либо несвоевременное представление сведений, необходимых для осуществления мониторинга предусмотрены штрафы на физических лиц в размере пяти (ранее составлял 20 МРП), на субъектов малого предпринимательства или некоммерческие организации – в размере 10 (ранее составлял 45 МРП), на субъектов среднего предпринимательства – в размере 20 (ранее-70 МРП), на субъектов крупного предпринимательства – в размере 30 МРП (ранее составлял 100 МРП).
-по статье 282 за нарушение законодательства Республики Казахстан о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции: н-р, по части 1 за непредставление либо несвоевременное представление сопроводительной накладной, декларации на этиловый спирт и (или) алкогольную продукцию –
влечет штраф на физических лиц в размере пяти (ранее составлял 20 МРП), на субъектов малого предпринимательства – в размере десяти (ранее составлял 35 МРП), на субъектов среднего предпринимательства – в размере двадцати (ранее- 70 МРП), на субъектов крупного предпринимательства – в размере тридцати месячных расчетных показателей (ранее составлял 100 МРП).

Касательно статей 281 и 282 Кодекса об административных правонарушениях следует отметить, что законодатель произвел конкретизацию и детализацию данных норм. Статья 281 дополнена и с 2018 года включает в себя 10 частей, а в статье 282 исключены часть 8 и 9.

Также снижение размера штрафных санкций произведено по статье 287, предусматривающей ответственность за неисполнение обязанностей, установленных налоговым законодательством Республики Казахстан, налогоплательщиками при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в Евразийском экономическом союзе, а также невыполнение лицами требований, установленных законодательством Республики Казахстан, при этом в данной норме исключен ранее имеющийся состав по части 7:-«не представление уведомления в органы государственных доходов по месту нахождения (жительства) о дате получения подакцизных товаров, ввезенных с территории государства-члена Таможенного союза, лицами, обязанными в соответствии с законодательством Республики Казахстан представлять такое уведомление». Например, по части 1 за неуплату, неполную уплату либо несвоевременную уплату косвенных налогов штраф составляет на физических лиц в размере 10 МРП (ранее налагался в размере 20% от суммы неисполненного налогового обязательства, но не менее 10 МРП), на субъектов малого предпринимательства или некоммерческие организации- в размере 30 МРП, тогда как ранее составлял 30% от суммы неисполненного налогового обязательства, но не менее 20 МРП, на субъектов среднего предпринимательства – в размере 40 МРП (ранее составлял размер 40 % от суммы неисполненного налогового обязательства, но не менее 30 МРП), и на субъектов крупного предпринимательства — в размере 50 МРП (до 2018 года размер штрафа составлял 50% от суммы неисполненного налогового обязательства, но не менее 250 МРП).

Исключен ряд составов правонарушений и введены новые составы.

Так, исключена часть 4 статьи 272, предусматривающая ответственность за непредставление либо несвоевременное представление в орган государственных доходов налоговым агентом договора об условном банковском вкладе в случае уплаты подоходного налога через условный банковский вклад.

Часть 5 статьи 272 определяет состав правонарушения с 2018 года следующим образом:- «Непредставление налогоплательщиком в орган государственных доходов документов, необходимых для определения суммы финансовой прибыли или части финансовой прибыли контролируемой иностранной компании, подлежащей налогообложению в соответствии с Налоговым кодексом», тогда как ранее предусматривалась ответственность за непредставление документов для определения суммы прибыли или части прибыли юридического лица-нерезидента, расположенного и (или) зарегистрированного в государстве с льготным налогообложением.

Статья 275 дополнена частью 5, в которой определен следующий состав правонарушения:- «Совершение оборота за период непостановки на учет в качестве плательщика налога на добавленную стоимость», что влечет штраф в размере 15% от суммы оборота за период непостановки на учет.

Статья 280-1 дополнена частями 5 и 6, которыми предусмотрен штраф в размере 50 МРП и 100 МРП соответственно за отсутствие заверенных печатью органов государственных доходов товаросопроводительных документов, оформление которых предусмотрено при вывозе за пределы территории Республики Казахстан товаров, включенных в перечень в нарушение системы учета перемещения товаров, как совершенное впервые, так и повторно.

Читайте также:  Причин для правомерной остановки автомобиля инспектором ДП

Статья 285 об ответственности за неисполнение банками и организациями, осуществляющими отдельные виды банковских операций, обязанностей, установленных налоговым законодательством Республики Казахстан дополнена частью 4-1, согласно которой влечет штраф в размере 30 МРП непредставление органам государственных доходов сведений по договорам, содержащим условия перехода права (требования) коллекторским агентствам не позднее 25 числа месяца, следующего за кварталом.

Штраф за несвоевременное перечисление НДС налоговым агентом

Размер штрафа за несвоевременное перечисление НДС налоговым агентом — 20% от не перечисленной в срок суммы налога (ст. 123 НК РФ).

При этом штраф вам выпишут независимо от того, на сколько вы просрочили перечисление НДС: на один день или на год (Письма Минфина России от 08.11.2016 N 03-02-08/65310, от 13.10.2016 N 03-02-08/59771).

Также при несвоевременном перечислении НДС налоговым агентом начисляются пени (п. п. 1, 7 ст. 75 НК РФ).

Любое физическое и юридическое лицо, обозначенное как участник организационно-правовой формы деятельности, признается налогоплательщиком и обязан производить оплату налогов в полном объеме и в срок. НДС – обязательный налог, применяющийся ко всем формам торговой деятельности. Размер налогов устанавливается в зависимости от направления профессиональной деятельности и ее объемов. Уклонение от уплаты налоговых сборов грозит предпринимателю, как минимум, наложением штрафных санкций.

Добровольное погашение недоимки и пеней

По вопросу, является ли добровольное погашение недоимки и пеней смягчающим обстоятельством, также сложилось 2 мнения.

Первое: если недоимки и пени погашены досрочно, то это обстоятельство можно считать смягчающим при неуплате или неполной уплате налога.

Наиболее убедительные аргументы приведены в постановлении ФАС Северо-Кавказского округа от 23.10.2013 по делу № А32-37825/2012. В нем арбитражные судьи отметили, что досрочной уплатой недоимки и пеней налогоплательщик компенсировал отрицательные последствия для бюджета, поэтому его вина может быть смягчена.

Аналогичные доводы содержатся в постановлениях ФАС Западно-Сибирского округа от 04.03.2013 по делу № А27-15083/2012 и ФАС Волго-Вятского округа от 19.09.2012 по делу № А28-11341/2011.

Смягчающим обстоятельством арбитры признают и уплату недоимки и пеней до назначения налоговой проверки. Если налогоплательщик своевременно и самостоятельно устранил задолженность на основании уточненных деклараций, то эти действия, по их мнению, снижают степень вины. Такие доводы содержатся в постановлениях ФАС Поволжского округа от 21.02.2012 по делу № А55-12545/2011 и ФАС Московского округа от 13.10.2008 № КА-А40/8307-08 по делу № А40-64015/07-107-371.

В постановлении Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 16.06.2016 № Ф04-2227/2016 по делу № А27-17694/2015 уплата недоимки и пени до принятия решения инспекцией по проверке также была признана смягчающим обстоятельством, которое позволяет снизить размер штрафа. Второе мнение: досрочное погашение недоимок и пеней нельзя считать смягчающим обстоятельством при неуплате или неполной уплате налога.

Особенно показательным является постановление ФАС Северо-Западного округа от 08.02.2008 по делу № А05-6875/2007. Арбитражные судьи в нем указали, что признание справедливости требований ИФНС не влечет за собой смягчения вины организации. Налогоплательщик должен исполнять обязанности по уплате налогов самостоятельно, без налоговых проверок.

Аналогичные выводы содержатся и в постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 31.01.2012 по делу № А27-6262/2011 (определением ВАС РФ от 20.04.2012 № ВАС-4621/12 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ).

В случае неуплаты или частичной уплаты в установленный срок, производится взыскание налога с предприятия, согласно статье 46 и 47 НК РФ. В случае невыполнения требований по уплате налогов, в течении двух месяцев после указанного срока, налоговые органы принимают решение о взыскании. Организация узнает об этом решении только спустя 6 дней от момента его вынесения.

Со дня принятия решения, в течение месяца, налоговые органы направляют заявление в банк, где открыты счета организации и требуют принудительного перечисления суммы налога в бюджетную систему России. Решение подлежит безоговорочному исполнению банком в порядке, установленном законодательством.

Для исполнения данной операции могут быть установлены запреты на любую деятельность организации, связанную с банковскими счетами.

При отсутствии или нехватке денежных средств на счетах, налоговый орган имеет право взыскать налог за счет имущества налогоплательщика. Решение о взыскании за счет имущества вступает в силу после истечения одного года с момента требований об уплате. В таком случае, взыскание пени и штрафов происходит в таком же порядке.

Согласно статье 77 НК России, право на арест имущества выдается только в том случае, когда существуют основания полагать, что организация попробует скрыться или скрыть свое имущество.

Как избежать назначения штрафного взыскания и пеней?

Специалисты рекомендуют особое внимание уделять ведению бухгалтерской и налоговой отчётности, не допускать в документации, направляемой в ФНС, какие-либо неточности.

Если вами в ходе проверки была обнаружена ошибка в отчёте, незамедлительно сообщите об этом в отделение налоговой службы. При необходимости также доплатите сумму недоимки, выявленной на основании уточнения сведений.

Если назначения штрафного взыскания не избежать, рекомендуется:

  • прибегнуть к смягчающим ответственность обстоятельствам (например, наличию технических неполадок с оборудованием, помешавших вовремя сдать отчётность);
  • предоставить подробное досье на контрагентов (если речь идёт о подозрении на сотрудничество с несуществующими фирмами-однодневками и получении необоснованной выгоды).

Досье на контрагентов рекомендуется собирать не только для обоснования прибыли, полученной в результате заключения договора с какой-либо компанией, но и для проверки данных предприятий. Таким образом возможно избежать возникновения дебиторской задолженности.

В случае неуплаты или частичной уплаты в установленный срок, производится взыскание налога с предприятия, согласно статье 46 и 47 НК РФ. В случае невыполнения требований по уплате налогов, в течении двух месяцев после указанного срока, налоговые органы принимают решение о взыскании. Организация узнает об этом решении только спустя 6 дней от момента его вынесения.

Со дня принятия решения, в течение месяца, налоговые органы направляют заявление в банк, где открыты счета организации и требуют принудительного перечисления суммы налога в бюджетную систему России. Решение подлежит безоговорочному исполнению банком в порядке, установленном законодательством.

Для исполнения данной операции могут быть установлены запреты на любую деятельность организации, связанную с банковскими счетами.

При отсутствии или нехватке денежных средств на счетах, налоговый орган имеет право взыскать налог за счет имущества налогоплательщика. Решение о взыскании за счет имущества вступает в силу после истечения одного года с момента требований об уплате. В таком случае, взыскание пени и штрафов происходит в таком же порядке.

Согласно статье 77 НК России, право на арест имущества выдается только в том случае, когда существуют основания полагать, что организация попробует скрыться или скрыть свое имущество.

Наказание за неуплату страховых федеральных взносов

Не только неуплата НДС в срок, но и невнесение взносов предусматривает наказание, в отдельных ситуациях даже уголовную ответственность. Невнесение страховых взносов предполагает наказание в том случае, если недоимка появилась в результате занижения расчетной базы, определения суммы к платежу некорректно, либо в случае совершения прочих неправомерных деяний.

Согласно статье 122, если взносы были неуплачены неумышленно, штраф составит 20% от недоимки, если умышленно – 40%. В случае невнесения платежа из-за нарушения норм бухучета, есть риск начисления санкции от 5 до 20 тысяч, при совершении нарушения повторно есть риск дисквалификации на 12-24 месяцев.

Если лицо допустило недочет в первичном расчете, но до подачи уточненного документа уплатило недоимку, штраф не будет переведен. Он будет начислен только в том случае, если не внесенные обязательства были скорректированы в сторону увеличения.

Читайте также:  Льготы инвалидам ЧАЭС в 2023 году

В случае если налоговые органы установят, что невнесение взноса стало результатом преступления, к ответственности могут быть приговорены директор, главбух, прочие лица, которые содействовали совершению противоправного действия.

Налоговая ответственность за несвоевременную уплату налога

За неуплату налога или неполную уплату в установленные сроки в Налоговом кодексе предусмотрены последствия как в виде штрафа (ст. 122 НК РФ), так и в виде пени (ст. 75 НК РФ),

Штраф по ст. 122 НК РФ предъявляется по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки (письмо Минфина России от 28.06.2016 № 03-02-08/37483) в случае, когда неуплата или неполная уплата налога образовалась в результате неправильного его исчисления.

Если неуплата налога вызвана тем, что при расчете налоговой базы было допущено ее занижение в результате неумышленных ошибок, то в этом случае налогоплательщику предъявят штраф в размере 20% от суммы неуплаченного налога (п. 1 ст. 122 НК РФ)

Если налоговый орган докажет умышленное занижение налоговой базы, то размер штрафа вырастет вдвое (п. 3 ст. 122 НК РФ).

Если налогоплательщик подал декларацию, в которой сумма налога рассчитана правильно, но при этом он не уплатил его в установленный срок, то в такой ситуации взыскиваются только пени, а штраф по ст. 122 НК РФ не назначается (письмо Минфина России от 28.06.2016 № 03-02-08/37483, п. 19 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57). Это правило действует и в случае, когда налогоплательщик подал уточненную налоговую декларацию, не уплатив налог по первоначальной декларации (письмо ФНС России от 22.08.2014 № СА-4-7/16692).

Несвоевременная уплата НДС (как и любого другого налога) как по причине занижения налоговой базы, так и в случае нарушения срока уплаты правильно исчисленного налога влечет за собой взыскание пени (ст. 75 НК РФ).

Пени рассчитывают в процентах от суммы неуплаченного налога исходя из 1/300 ставки рефинансирования за каждый день просрочки, но эти условия сохранены только для физических лиц и индивидуальных предпринимателей. Для юридических лиц формула расчета применяется только в случае, если количество дней просрочки уплаты налога не превышает 30. Начиная с 31-го дня просрочки для юридических лиц пеня будет рассчитываться исходя из 1/150 ставки рефинансирования, т. е. сумма пеней увеличивается вдвое.

Правильно рассчитать сумму пеней к уплате вам поможет наш калькулятор.

На вопрос, является ли смягчающим обстоятельством переплата по налогу, есть 2 противоположные позиции.

Первая точка зрения основана на утверждении, что переплата по налогу — это смягчающее обстоятельство при определении степени вины в неуплате этого налога. В пользу такой позиции говорят решения различных инстанций арбитражных судов.

Так, ФАС Северо-Кавказского округа в постановлении от 13.05.2011 по делу № А32-24703/2010 указал, что наличие переплаты по налогу на счетах организации говорит о неточностях в расчетах, а не о желании уклониться от обязанностей налогоплательщика. Поэтому такие обстоятельства можно признать смягчающими, несмотря на их отсутствие в перечне, приведенном в пп. 3 п. 1 ст. 112 НК РФ.

Аналогичные аргументы содержатся в постановлениях ФАС Западно-Сибирского округа от 10.07.2012 по делу № А45-23284/2011 и ФАС Северо-Кавказского округа от 15.03.2011 по делу № А32-18613/2010.

Еще больше убеждает судей в невиновности налогоплательщика переплата, превышающая на момент проверки величину обнаруженной недоимки. Подтверждением такой позиции служит постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 07.04.2008 № Ф04-1668/2008(1938-А45-25) по делу № А45-806/2004-СА40/45.

Схожие аргументы приведены, кроме того, в постановлениях ФАС Московского округа от 30.01.2007, 06.02.2007 № КГ-А40/12966-06 по делу № А40-32425/05-14-286 (определением ВАС РФ от 31.05.2007 № 6329/07 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ) и ФАС Западно-Сибирского округа от 21.03.2007 № Ф04-1683/2007(32718-А75-26) по делу № А75-6311/2006 (определением ВАС РФ от 23.07.2007 № 8578/07 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ).

Примечательно, что арбитражные суды принимали решения в пользу смягчения ответственности не только по НДС, но и по налогу на прибыль, а также налогу на имущество организаций.

Альтернативная точка зрения говорит о том, что переплата по налогу не может служить смягчающим обстоятельством при определении степени вины, если допущена несвоевременная уплата НДС или иного налога.

Такая позиция содержится лишь в одном судебном акте — постановлении ФАС Уральского округа от 20.08.2008 № Ф09-5323/08-С3 по делу № А71-3098/2007. Арбитражные судьи указали, что установление смягчающих обстоятельств — это сфера компетенции судебных органов. На этом основании требование налогоплательщика о снижении размера штрафа было отклонено.

Какие штрафы за неуплату НДС предусмотрены законом?

Каждый налогоплательщик – предприятие или частный предприниматель – обязан своевременно оплачивать начисленные налоги. При невнесении финансовых средств или неполной оплате возникает задолженность, в связи с которой осуществляется соответствующая проверка со стороны государственных органов.

В ходе данной проверки выявляются причины уклонения от оплаты налогового сбора и наличие противоправных действий со стороны предпринимателя.

Чтобы избежать уплаты налогов, бизнесмены могут прибегать к различным незаконным манипуляциям. Например, заключать договоры с фирмами-однодневками, подделывать бухгалтерскую отчётность, занижать налоговую базу и т. д.

Органы контроля знакомы с данными методами, поэтому без труда обнаруживают их во время проверки. Кроме этого, использование незаконных махинаций приравнивается к совершению умышленного деяния.

Величина штрафов за неуплату НДС устанавливается 122 статьёй НК РФ:

  • 20% от неоплаченной суммы сбора (при отсутствии признаков преднамеренного деяния и налогового правонарушения);
  • 40% от неоплаченной величины сбора (при совершении умышленного нарушения).

Штраф назначается на непогашенную сумму задолженности.При этом неважно, полностью был не оплачен сбор или частично.

Облегчает ли наказание переплата налога?

Суды по-разному подходят к вынесению решений о наказании в случае нарушения сроков оплаты при имеющейся у налогоплательщика переплате.

Многие судебные постановления показывают, что переплата по налогу положительно сказывается на наказании налогоплательщика. Степень вины определяется судом исходя из сложившейся ситуации. Пример можно увидеть в постановлении ФАС СКО от 13.05.2011 по делу № А32-24703/2010. Судом было дано разъяснение, что переплата по счетам компании образовалась от некорректных расчетов суммы налога и ее нельзя воспринимать как меру уклонения от обязанности налогоплательщика. Многие арбитражные суды поддерживают это мнение при вынесении своих решений.

В большей степени влияет на решение судейского состава о невиновности налогоплательщика факт переплаты, выявленной на момент установки недоимки и превышающей эту недоимку. Подобное утверждение можно увидеть в вынесенном Арбитражным судом ЗСО решении по делу № А45-806/2004-СА40/45, отраженном в постановлении от 07.04.2008 № Ф04-1668/2008 (1938-А45-25). На этом прецеденте основаны решения и некоторых других арбитражных судов.

Читайте также:  Получите консультацию прямо сейчас!

Зачастую суды смягчали меру ответственности за не вовремя оплаченные суммы не только по НДС, но и по налогу на прибыль компаний и имущество.

Но не каждый суд признает переплату как послабление при вынесении решений об определении виновности налогоплательщика, если обнаружится, что НДС или любой другой налог был проплачен несвоевременно. Например, такое мнение высказал Арбитражный суд Уральского округа 20.08.2008 в постановлении № Ф09-5323/08-С3 по делу № А71-3098/2007. Судом было отказано в иске о снижении штрафных санкций. Судьи дали объяснение: только суды общей юрисдикции могут определять, были ли какие-либо смягчающие наказание обстоятельства на момент совершения правонарушения или нет.

Как рассчитать пени по НДС

Если вы исправно подавали декларации в налоговый орган и делали положенные выплаты, то при первом опоздании пени будет начисляться в минимальном размере — 5% от задолженной исходной суммы. Штраф будет увеличиваться каждый день с момента просрочки.

  • Днем просрочки считается дата окончания приема деклараций в налоговом органе;
  • общая сумма начисленного пени за длительный срок неуплаты не может составлять более 30% от изначального размера налогового долга организации по НДС;
  • минимальный размер пени, согласно ст.119 п.1, равняется 100 рублям;
  • если организация никак не отреагировала на уведомление налогового органа о неуплате НДС, через 180 дней после окончания срока подачи деклараций размер пени автоматически увеличится до 30% исходной суммы, который будут начисляться ежедневно.

Если в налоговой увидели ваш платеж, но вы не сдали вовремя декларацию или принесли ее в бумажном варианте, пени начислять вам не будут, но наложат на организацию штраф в размере 1000 рублей.

Где взять платежку по пени по НДС и что делать дальше, расскажем ниже.

Штраф за неуплату налога по уточненным декларациям

Новая редакция НК РФ не изменяет размеры санкций за эти правонарушения. Однако следует иметь в виду, что в новой редакции НК РФ (ст.120) под грубым нарушением правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения понимается не только отсутствие первичных документов или реестров бухгалтерского учета, как было определено ранее, но и отсутствие счетов — фактур.

В новой редакции НК РФ уточнено понятие систематического несвоевременного отражения хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета и в бухгалтерской отчетности. Систематическим считается правонарушение, совершенное не менее двух раз в течение календарного года.

Существенно расширены границы применения ст.122 НК РФ. Теперь штрафная санкция за неуплату НДС применяется и в случаях, когда налогоплательщик правильно определил налогооблагаемую базу и исчислил налог, но тем не менее не перечислил налог в бюджет при наступлении срока уплаты налога. Размер санкции не изменился: 20 или 40% от неуплаченных сумм налога.

Есть изменения, касающиеся ст.119 НК РФ, т.е. уточнен размер санкций за несоблюдение сроков представления налоговой отчетности. Теперь за каждый полный или неполный месяц просрочки в представлении деклараций по НДС налагается штраф в размере 5% от суммы налога, который должен быть уплачен на основании поданной декларации, но вся сумма штрафа не должна превышать 30% от суммы налога и не должна быть менее 100 руб.

Ранее не был установлен минимальный размер штрафа, а максимальный размер штрафа за это нарушение был определен в размере 25% от суммы налога. Если просрочка с представлением налоговой декларации составляет более 180 дней, то необходимо взыскивать штраф в размере 30% от суммы налога, подлежащего уплате в соответствии с этой декларацией.

Дополнительно взыскивается 10% от суммы неуплаченного налога за каждый полный и неполный месяц, прошедший после этого периода.

Как закреплено в п.2 ст.31 НК РФ, налоговые органы осуществляют также другие права, предусмотренные Кодексом и иными федеральными законами.

В частности, п.12 ст.7 Закона РФ от 21 марта 1991 г. N 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации» налоговым органам предоставлено право налагать административные штрафы:

  • на должностных лиц предприятий, учреждений и организаций, виновных в сокрытии (неучтении) объектов налогообложения, а также в отсутствии бухгалтерского учета или ведении его с нарушением, несвоевременном представлении или представлении по неустановленной форме бухгалтерских отчетов, расчетов, деклараций и других документов, связанных с уплатой налогов в бюджет, — в размере от 2 до 5 минимальных размеров оплаты труда на каждого виновного, а за те же действия, совершенные повторно в течение года после наложения административного взыскания, — в размере от 5 до 10 минимальных размеров оплаты труда;
  • на руководителей и других должностных лиц предприятий, учреждений и организаций, не выполняющих требования налоговых органов в части осуществления ими прав на получение справок и документов, касающихся налогообложения на устранение налогоплательщиком выявленных нарушений законодательства о налогах — в размере от 2 до 5 минимальных размеров оплаты труда.

При этом применение мер административной ответственности к гражданам и должностным лицам не исключает применение к налогоплательщикам санкций за налоговые правонарушения и наоборот.

Е.А.Муравьева

Управление МНС России

Пример отражения в бухгалтерском учете

Используем пример, чтобы разобраться в правилах взысканий за нарушение сроков оплаты НДС.

Представим, что АО «Великан» подал декларацию, в которой указано, что к оплате подлежит НДС в сумме 341.871 руб. (за 1 квартал 2016). Бухгалтер «Великана» обязан погашать задолженность по НДС равными частями 113.957 руб. (341.871 руб. / 3 мес.). Оплата в указанной сумме перечислена не была. Также «Великаном» нарушены сроки оплаты НДС. Остаток задолженности за апрель погашен «Великаном» 30.07.2016, за май — 30.08.2016, за июнь — 28.09.2016.

Информацию о фактических сумма и сроках оплаты, а также расчет пени представим в виде таблицы:

Погашение задолженности (месяц) Сумма к оплате Срок оплаты Фактически уплачено Дата фактической оплаты Сумма недоимки Расчет пени Сумма пени
Апрель 2016 113.957 руб. 25.07.2016 104.500 руб. 22.07.2016 113.957 руб. — 104.500 руб. = 9.457 руб. 9.457 руб. * 5 дней * 11% / 300 17 руб.
Май 2016 113.957 руб. 25.08.2016 113.957 руб. 30.08.2016 113.957 руб. 113.957 руб. * 5 дней * 11% / 300 209 руб.
Июнь 2016 113.957 руб. 26.09.2016 54.120 руб. 23.09.2016 113.957 руб. — 54.120 руб. = 59.837 руб. 59.837 руб. * 3 дня * 11% / 300 66 руб.

Итого к «Великану» имеется претензия по пене в общей сумме 292 руб. (17 руб. + 209 руб. + 66 руб.).

Кроме того к «Великану» применены штрафные санкции в общем порядке — 20% от суммы недоплаты. Общая сумма недоимки составила 183.251 руб. (9.457 руб. + 113.957 руб. + 59.837 руб.), следовательно сумма штрафа составила 36.650 руб. (183.251 руб. + 20%).


Похожие записи:

Напишите свой комментарий ...