Налоговые отношения с «иностранным элементом»: Как избежать лишних проблем

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Налоговые отношения с «иностранным элементом»: Как избежать лишних проблем». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Из анализа ФНС материалов проверок следует, что отказ налоговых органов в применении преференций, предусмотренных СОИДН, зачастую связан с представлением налогоплательщиком «неполного» комплекта документов, подтверждающих фактическое право на доход иностранных компаний.

Описанный выше обзор НЕ МОЖЕТ и НЕ ДОЛЖЕН рассматриваться как окончательное руководство к действию, т.к., окончательный вывод о правомерности каждой отдельно взятой ситуации может быть сделан ТОЛЬКО после комплексного изучения всех условий этой ситуации и имеющихся документов.

Толкования применимых норм, содержащихся в Письмах /Ответах /Разъяснениях ФНС РФ являются только МНЕНИЕМ этого органа и НЕ являются законом (источником права). Это означает, что суд в случае обжалования решения налогового органа, вынесенного в том числе с учетом таких разъяснений ФНС РФ, может отменить такое решение, истолковав нормы закона (в частности 173 ФЗ) иначе.

При этом, на практике налоговые органы активно руководствуются письмами ФНС РФ, суды первой и апелляционной инстанций чаще всего поддерживают позицию нижестоящих инстанций, а в ВС РФ имеется практика отмены/ изменения таких решений.

Подтверждение фактического права на доход в связи с непредставлением документов

В частности, распространены случаи, когда выводы налоговых органов базируются на непредставлении писем-подтверждений от иностранных компаний при одновременном представлении иных документов, подтверждающих (по мнению плательщика) фактическое право на доход:

  • кредитных договоров/соглашений – в случае выплаты процентов;
  • лицензионных соглашений – в случае выплаты роялти.

ФНС предупредила, что позиция налоговиков не должна строиться на формальном подходе – в непринятии во внимание иных представленных налогоплательщиками документов, кроме письма-подтверждения. При проверке правильности применения положений СОИДН необходимо сделать проверку непосредственно в отношении лица, претендующего на получение преференций, – на его соответствие понятию фактического собственника дохода.

На текущий момент законодательство об иностранных агентах является плохо проработанным и оставляет широкие просторы для его толкования и применения. Нарушение законодательства об иностранных агентах влечет существенные риски в виде привлечения к административной и уголовной ответственности. Существенные штрафы могут налагаться, например, даже за незначительные единичные нарушения правил о маркировке.

В то же время в Государственной думе рассматриваются законопроекты, которые смогут исправить некоторые недостатки существующего регулирования. Однако говорить о кардинальном изменении института «иностранного агента» в России пока нельзя.

При проведении юридической проверки деятельности компании (Legal Due Diligence) перед заключением сделки по купле-продажи долей в уставном капитале ООО или акций АО (сделки M&A) наличие у компании иностранных источников финансирования (в том числе получение денежных средств от контрагентов — иностранных юридических лиц) следует рассматривать как обстоятельство, требующее внимания. Особенно это актуально для средств массовой информации.

Безусловно, весьма трудозатратно и иногда невозможно проверить всю фактическую деятельность компании (в частности, проверить наличие/отсутствие ссылок на материалы СМИ-иноагентов). В связи с этим компания-продавец может предоставить соответствующие заверения об отсутствии оснований для признания ее иноагентом либо иным образом урегулировать данный вопрос при согласовании условий сделки.

Читайте также:  Медицинская справка водителей на права для ГИБДД в 2023 году

* * *

Настоящий обзор не является исчерпывающим описанием всего законодательства об иностранных агентах, не представляет собой юридического заключения по изложенным в нем вопросам, а также не заменяет и не может заменять собой необходимость получения юридической консультации в конкретной ситуации.

Специалисты компании Юникон всегда рады оказать вам необходимую помощь в части разъяснения новых положений законодательства, а также оказать поддержку в их применении.

  1. Если сотрудник уехал из РФ, для работодателя важны две вещи: когда он станет нерезидентом и какое место работы написано в трудовом договоре.
  2. Если место работы в России, бухгалтер удерживает НДФЛ сначала по ставке 13% с резидента, а потом 30% как с нерезидента. Когда сотрудник становится нерезидентом, сумму налога надо пересчитать по ставке 30% за весь год, а потом насчитать и удержать долг.
  3. Если в качестве нового места работы указывается не РФ, с момента переезда начисление налога прекращается независимо от налогового статуса. Когда работник станет нерезидентом, НДФЛ снова надо будет пересчитать по ставке 30%, но только за месяцы, пока место работы было в России.
  4. Если удерживать налог с нерезидента как с резидента, налоговая может придумать проблем: взыскать недостающий налог с работодателя, начислить пеню и оштрафовать. Вернуть эти деньги в порядке регресса с работника не получится.

Обновления по работе с иностранцами в 2022 году

Постановлением Правительства от 07.10.2021 г. № 1706 обновлены размеры квот на привлечение к работе иностранных граждан в 2022 году.

В новом году будут действовать такие квоты в зависимости от вида деятельности:

Отрасль промышленности ОКВЭД Размер квоты от общей численности сотрудников
Строительство (Раздел F) 80% (исключение — Амурская область, Республика Бурятия, г. Москва)
50% — Республика Дагестан
60% — Краснодарский край
Выращивание овощей 01.12.1 50%
Продажа алкоголя в специализированных магазинах (розница) 47.25.1 15%
Продажа табака в специализированных магазинах (розница) 47.26 15%
Спортивная отрасль 93.19 25%
Лесозаготовка, обработка древесины, изготовление изделий из древесины (соломки, пробки, материалов для плетения), оптовая торговля пиломатериалами и лесоматериалами 02, 16, 46.73.1, 46.73.2 50%
Сфера обслуживания зданий и территорий, управление недвижимым имуществом на договорной основе или за вознаграждение 81, 68.32 70%
Функционирование сухопутного пассажирского транспорта и автомобильного грузового транспорта 49.3, 49.41 24%

Документы для приема на работу иностранца

При трудоустройстве иностранного гражданина у работодателя должен быть комплект документов, список которых зависит от статуса физлица.

Если иностранец временно пребывающий, работодателю нужно сделать следующее:

  • обратиться в центр занятости населения для поиска работников. Так нужно сделать, чтобы потом инспекторы подтвердили целесообразность найма иностранцев вместо россиян;
  • получить разрешение от территориального отдела ГУ МВД по вопросам миграции. Для этого подается заявление из Приложения № 1 к Приказу МВД от 19.06.2017 г. № 392. Решение о выдаче разрешения или отказа в нем принимается госорганами не позже 30 календарных дней с момента поступления заявления. Компания получает уведомление в течение 3-х дней с даты принятия соответствующего решения.

Обязанности лиц, контролирующих иностранные компании

Во-первых, необходимо уведомить налоговую службу по месту жительства о самом факте вашего участия в управлении иностранной компании.

Это необходимо сделать в течение 90 дней после даты получения вами прав владения или управления КИК.

В дальнейшем, каждый год до 20 марта подавать уведомление о вашем участии или неучастии в КИК, если вы ранее таковым были.

Во-вторых, необходимо подавать финансовую отчетность о деятельности иностранной компании до 28 марта каждого года, следующего за годом, признанного годом распределения прибыли за предыдущий год. Это означает, что до 28 марта 2020 года вы должны были предоставить финансовую отчетность за деятельность КИК в 2018 году.

Читайте также:  Установление сервитута на земельный участок

В третьих, в срок до 28 марта для контролируемых юридическим лицом КИК оплатить налог за прибыль КИК.

Для физических же лиц, необходимо подать декларацию НДФЛ-3, а также финансовую отчетность КИК до 30 апреля и в срок до 15 июля оплатить НДФЛ со своей доли участия в прибыли КИК.

Все данные обязанности возникают лишь в случае, если прибыль КИК действительно есть и она подлежит налогообложению у контролирующих лиц в России, т.к. есть несколько условий освобождения от этого, которые мы рассмотрим ниже.

Что будет являться прибылью КИК в целях налогообложения в РФ?

Налогооблагаемой будет являться нераспределенная прибыль КИК за год, предшествующий году определения этой прибыли (то есть в 2020 году, нужно отчитываться за прибыль 2018 года).

Прибыль будет считаться по финансовой отчетности и/или аудиторскому заключению по каждой КИК в отдельности, принадлежащей контролирующему лицу.

К финансовой отчетности нужно приложить все документы, которые могут подтвердить правомерность определения прибыли (договора, банковские выписки, иные первичные документы).

Далее, необходимо вычесть дивиденды и распределенную прибыль, выплаченную участникам компании в году, предшествующего году подачи финансовой отчетности.

После этого необходимо определить долю своего участия в нераспределенной прибыли и заплатить в вышеуказанные сроки налог на прибыль, если контролирующее лицо является юридическим лицом, или НДФЛ, если физическим.

Пассивные доходы КИК, облагаемые налогами у контролирующих лиц в РФ:

1. Все виды распределения прибыли или имущества компаний (в том числе после банкротства или ликвидации), а также дивиденды, определенные или выплаченные.

2. Процентные доходы от долговых обязательств любого вида, включая облигации любого типа.

3. Доходы от использования прав на интеллектуальную собственность.

4. Прибыль от продажи ценных бумаг любого вида, в том числе от компаний, не являющихся юридическими лицами, а также паев инвестиционных фондов.

5. Доходы от реализации или сдачи в аренду любого имущества (в том числе от лизинговой деятельности), за исключением следующих доходов:

  • от аренды и субаренды морских судов, судов смешанного (река — море) плавания, воздушных судов и (или) транспортных средств, а также контейнеров, используемых в международных перевозках;
  • от предоставления в аренду или субаренду подземных хранилищ газа и трубопроводов, используемых для транспортировки углеводородов.

Уплата налогов в качестве самозанятого

Самозанятость сегодня – это один из самых простых режимов налогового характера, доступный для физических лиц. Зарегистрироваться в качестве самозанятого можно онлайн при помощи специального мобильного приложения «Мой налог» Здесь же можно формировать электронные чеки для заказчиков. Такой режим налогообложения зачастую выбирают фрилансеры. Нет необходимости сдавать отчетность. Налог рассчитывается в автоматическом режиме и составляет для физических лиц 4% от дохода.

Самозанятые лица имеют право заниматься оказанием услуг, продавать товары собственного производства, выполнять ряд работ. Но они не могут заниматься перепродажей и агентской деятельностью. Также они не смогут привлечь сотрудников по трудовому договору. Стать самозанятым сможет тот россиянин, чей годовой доход не будет превышать 2,4 млн рублей.

Нарушения миграционного законодательства РФ

Штрафы, которые может получить работодатель за нарушение миграционного законодательства:

  1. За работу без патента или за приём на работу мигранта, у которого нет на руках разрешения на работу. В обоих случаях рабочая деятельность будет незаконной (нелегальной), а работодатель получит штраф за то, что нанял мигранта без патента (разрешения).
  2. За работу гражданина из другой страны, когда документы у него уже просрочены. Следить за датами, до которых действительны документы иностранца, тоже должен работодатель. Если срок подходит к концу, необходимо позаботиться о продолжении действия или получении нового документа.
  3. Работа мигранта не по профессии также грозит штрафом работодателю. Если иностранец принят на работу, но при этом в патенте или разрешении его профессия звучит по-другому, это повод для взыскания средств с его работодателя. Такая работа приравнивается к нелегальной.
Читайте также:  Создаем резерв по сомнительным долгам

Штрафы во всех случаях, перечисленных выше, выпишут и индивидуальному предпринимателю, и организации (юрлицу), которые нанимали иностранца на работу:

  • физлица уплатят от 5 до 7 тысяч рублей за нелегалов на работе;
  • для должностного лица денежное взыскание будет более внушительным — от 35 до 70 тысяч рублей;
  • юрлицу назначат штраф в сумме от 400 тысяч до одного миллиона рублей, при этом вдобавок могут приостановить деятельность компании на срок от 14 до 90 суток.

Также в этом сегменте есть и другие штрафы:

  • за так называемое привлечение иностранцев к работе — если работодатель не имеет на руках спецразрешения на подобные действия, но всё же берёт на работу мигрантов, инспекция вправе выписать денежное взыскание на физлицо, должностное лицо или же на юрлицо;
  • за неуведомление — когда работодатель не сообщил в МВД о том, что нанял на работу иностранца или же уволил его, или же сделал это невовремя (позже срока).

В перечисленных случаях в качестве наказания должностное лицо заплатит от 35 до 70 тысяч рублей, юридическое — от 400 тысяч до 1 миллиона рублей с приостановкой деятельности компании (фирмы) от 14 до 90 суток. Физлицо в таком случае заплатит от 5 до 7 тысяч рублей.

2.1. Зависимый агент — это лицо, которое в совокупности:

  • действует от имени иностранной организации на основании доверенности или договора поручения, агентирования и т.д.;
  • имеет и регулярно использует полномочия на заключение от имени иностранной организации контрактов или согласование их существенных условий (например, цены, сроков, объемов и т.д.);
  • своими действиями создает правовые последствия для иностранной организации;
  • не является обычным посредником (то есть деятельность от имени иностранной организации не является его основной деятельностью) (абз. 2 п. 9 ст. 306 НК РФ и абз. 2 п. 2.5.4 Методических рекомендаций налоговым органам по применению отдельных положений главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации, касающихся особенностей налогообложения прибыли (доходов) иностранных организаций, утвержденных Приказом МНС России от 28.03.2003 N БГ-3-23/150, далее — Методические рекомендации).

2.2. Зависимому агенту, действующему в интересах иностранного юридического лица, следует учитывать нормы международных соглашений об избежании двойного налогообложения.

2.3. Российские организации либо физические лица, являющиеся зависимыми агентами иностранной организации, обязаны уведомить об этом факте налоговый орган Российской Федерации в установленном порядке (п. 4.2 Положения об учете иностранных организаций).

Таким образом, если деятельность российской организации или физического лица отвечает признакам деятельности зависимого агента, это приводит к образованию постоянного представительства иностранной организации в Российской Федерации согласно нормам ст. 306 НК РФ.

Как иностранным представительствам платить налог на имущество?

Представительства иностранных компаний являются плательщиками налога на имущество. Кроме того, иностранные представительства могут платить налог на имущество не с балансовой, а с кадастровой стоимости объектов недвижимости. Такое возможно, если торгово-офисные объекты включены в специальный перечень имущества, по которым налог рассчитывается с кадастровой стоимости (пп.4 п.1 ст.378.2 НК РФ). Помимо этого, должен быть принят региональный закон, который предусматривает порядок такого расчета.

Это означает, что иностранное представительство также, как и российские компании, обязано представлять налоговую декларацию по налогу на имущество (п.1 ст.373 НК РФ).

Однако, если представительство не имеет на балансе основных средств на праве собственности, то нулевая декларация по налогу на имущество не предоставляется.


Похожие записи:

Напишите свой комментарий ...