Законодательство по бухгалтерскому учету

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Законодательство по бухгалтерскому учету». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Это наиболее многочисленная группа документов, к которой относятся План счетов бухгалтерского учета и инструкция по его применению, методические рекомендации по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции (работ, услуг) в промышленности, сельском хозяйстве и др. отраслях; методические указания, инструкции по заполнению форм бухгалтерской отчетности и т. д.

Система нормативного регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации

В настоящее время в России сложилась четырехуровневая система регулирования бухгалтерского учета.

Первый (высший) уровень – законодательство Российской Федерации о бухгалтерском учете, состоящее из Федерального закона «О бухгалтерском учете», других федеральных законов, Указов Президента РФ, Постановлений Правительства РФ. Законодательство обеспечивает единообразное ведение учета имущества, обязательств, хозяйственных операций в организациях, а также своевременное предоставление пользователям сопоставимой и достоверной информации об имущественном положении организации, ее доходах и расходах.

Второй уровень – положения по бухгалтерскому учету (ПБУ) или стандарты, устанавливающие принципы, методы и способы ведения учета отдельных объектов хозяйственной деятельности. Стандарты (ПБУ) разрабатываются Минфином РФ на основе действующего законодательства. В соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете» вопросами регулирования бухгалтерского учета, его методологией занимается Правительство РФ, которое эти полномочия делегировало Министерству финансов Российской Федерации. Минфин РФ осуществляет методологическое руководство бухгалтерским учетом и бухгалтерской отчетностью организаций независимо от их организационно-правовых форм и подчиненности. Нормативные акты по вопросам бухгалтерского учета, издаваемые органами, которым федеральными законами предоставлено право регулировать бухгалтерский учет, не должны противоречить нормативным актам и методическим указаниям Минфина РФ.

Третий уровень – инструкции и методические указания Минфина РФ, разрабатываемые к ПБУ (стандартам), а также письма Минфина РФ.

Четвертый уровень – документы, разрабатываемые организацией самостоятельно на основе нормативных актов первых трех уровней, называемые локальными нормативными актами. Примерами таких документов являются коллективный договор, где оговариваются все отношения между работниками и работодателем; положение об оплате труда в организации; должностные инструкции работников и т.д.

Организации имеют право формировать свою учетную политику. Возможность и необходимость разработки организацией политики в области бухгалтерского учета предопределяется многовариантностью решения задач бухгалтерского учета, предусмотренной в бухгалтерских стандартах (ПБУ) и документах третьего уровня.

Структура нормативной документации

Систему бухгалтерского учета в России определяет Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011г. № 402-ФЗ.

Законодательство РФ в этой сфере состоит из Закона N 402-ФЗ, других федеральных законов, нормативных правовых актов.

Свод федеральных законов, принятых в соответствии с ними нормативных актов в Законе N 402-ФЗ не приводится, то есть в систему законодательства входят все федеральные законы. На практике специалисты БУ в своей работе обращаются прежде всего именно к этому закону, затем, в случае необходимости, используют нормы иных федеральных законов, раскрывающих правила осуществления того или иного факта хозяйственной жизни. К ним относятся: Гражданский Кодекс РФ, Налоговый Кодекс РФ, Таможенный Кодекс РФ, Трудовой Кодекс РФ, Воздушный Кодекс РФ, Устав железнодорожного транспорта РФ, Устав автомобильного транспорта и другие законы.

Правила Закона 402-ФЗ обязательны к применению для всех экономических субъектов в РФ: организаций всех видов (в т. ч. госорганов и некоммерческих организаций), индивидуальных предпринимателей, иностранных филиалов и представительств.

Согласно п. 3 ст. 5 Закона о бухгалтерском учете организация, руководствуясь законодательством РФ, нормативными актами органов, регулирующих бухгалтерский учет, самостоятельно формирует свою учетную политику, исходя из своей структуры, отрасли и других особенностей деятельности. Таким образом организация может применять любые варианты учетной политики, исходя из специфики ее деятельности, однако при этом она должна действовать в пределах установленных нормативно-правовыми актами правил. И только в том случае, если по конкретному вопросу в нормативных актах отсутствуют способы ведения учета, организация может самостоятельно установить способ учета, но и при этом не может нарушать установленных принципов учета.

Основным нормативным актом, принимаемым организацией, является ее учетная политика. Учетная политика утверждается приказом руководителя организации. Одновременно с учетной политикой, организация утверждает рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности; формы первичных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности; порядок проведения инвентаризации и методы оценки имущества и обязательств; правила документооборота и технология обработки учетной информации; порядок контроля за хозяйственными операциями, а также другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета. (п. 3 ст. 6 Закона)

Рабочий план счетов составляется на основе Типового плана счетов и должен содержать полный перечень синтетических и аналитических (включая субсчета) счетов, необходимых для ведения бухгалтерского учета и регистров налогового учета.

Помимо этого организация может вводить в План счетов бухгалтерского учета дополнительные синтетические счета, имея свободные номера счетов, однако согласно Инструкции по применению Плана счетов это возможно только по согласованию с Минфином РФ (абз. 6).

Несмотря на тенденцию усиления самостоятельности организаций в определении подходов к ведению бухгалтерского учета, в РФ существует сложившиеся система государственного регулирования ведения бухгалтерского учета и составления отчетности организациями, которая определена Федеральным законом и отражена в иерархии нормативно-правовых актов, регламентирующих различные вопросы ведения бухгалтерского учета и составления отчетности.

Читайте также:  Штраф за пересечение двойной сплошной разметки в 2023 году

Основной круг лиц, которым адресуется бухгалтерская отчетность указан непосредственно в Законе «О бухгалтерском учете». Статья 15 Закона устанавливает, что все организации, за исключением бюджетных, представляют годовую бухгалтерскую отчетность в соответствии с учредительными документами, участникам организации или собственникам ее имущества, а также территориальным органам государственной статистики, другим органам исполнительной власти, банкам и иным пользователям бухгалтерская отчетность представляется в соответствии с законодательством РФ. Закон не называет всех пользователей отчетности и содержит отсылочную норму к законодательству РФ, которое может дополнять перечень пользователей, к которым, в частности, относятся налоговые органы. В России фискальная направленность учета по-прежнему играет достаточно существенную роль. Поэтому многие организации при формировании отчетности прежде всего исходят не из целей объективного отражения финансового состояния организации, а из целей минимизации активов при заполнении «Отчета о прибылях и убытках».

  • Учредители, участники организации, собственники ее имущества.

Перечень пользователей бухгалтерской отчетности открывается в Законе с участников организации. Тем самым закон еще раз подчеркивает, что «одной из основных задач учета является формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой прежде всего внутренним пользователям бухгалтерской отчетности – руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организации для принятия управленческих решений и обеспечения эффективности ее деятельности».

Бухгалтерский учет формирует информацию, определяющую финансовое положение организации и содержащую оценку результатов ее деятельности, что необходимо для управления самой организации.

Управленческий учет формирует информацию для планирования, прогнозирования, осуществления контроля за деятельностью организации, поэтому его ведение законодательно не регламентировано и может определяться локальными нормативными актами.

  • Органы статистики

В соответствии с Положением о государственном комитете РФ по статистике, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 02.02.2001 № 85, одной из функций Госкомстата является организация сбора и обработки бухгалтерской отчетности организаций и обеспечение в установленном порядке пользователей данными этой отчетности (пп.4 п.9 Положения). Госкомстат имеет право запрашивать в установленном порядке информацию по формам государственной статистической и бухгалтерской отчетности у всех юридических лиц, их филиалов и представительств и граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица (пп. 1 п. 10).

Дополнительно к бухгалтерской отчетности, организация должна представлять статистическую отчетность, часть которой основывается на данных бухгалтерского учета («Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг», «Сведения об инвестициях», «Сведения о финансовом состоянии организации» «Сведения о наличии и движении основных фондов (средств) и других нефинансовых активов).

Согласно п. 1.2 Инструкции, утвержденной Постановлением Госкомстата от 07.02.2001 № 13 методологические принципы статистического учета основных фондов в целом соответствуют принципам бухгалтерского учета основных средств, изложенных в нормативных актах, утвержденных Приказами Министерства финансов Российской Федерации.

  • Налоговые органы. Соотношение бухгалтерского и налогового учета

Согласно Закону «О бухгалтерском учете», бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организации и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций (п.1 ст.1). Одной из задач бухгалтерского учета является формирование для внутренних и внешних пользователей полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении (п.3 ст.1 Закона). Поэтому бухгалтерская отчетность может быть использована и для целей исполнения обязанностей по исчислению и уплате налогов, а также осуществления налогового контроля.

«Новгородэнерго», как самостоятельная энергосистема образована на базе Новгородских электрических сетей «Ленэнерго» в январе 1986 года (Приказ Минэнерго СССР «Об организации Новгородэнерго» №507 от 18.12.85 г.).

«Новгородэнерго», как акционерное общество открытого типа, зарегистрировано распоряжением Администрации Новгорода 25 января 1993 года за номером 120-рр.

Устав в последней редакции принят собранием акционеров 25 июня 2007 года.

В результате реорганизации в форме присоединения ОАО «Новгородэнерго» к ОАО «МРСК Северо-Запада» 01.04.2008 произошло прекращение деятельности ОАО «Новгородэнерго» как самостоятельного акционерного общества.
«Новгородэнерго» на правах филиала вошло в состав ОАО «МРСК Северо-Запада».

Деятельность филиала ОАО «МРСК Северо-Запада» «Новгородэнерго» регламентируется Положением о филиале ОАО «МРСК Северо-Запада» «Новгородэнерго», утвержденным приказом Генерального директора ОАО «МРСК Северо-Запада» от 03.03.2008 №70.

На 1 января 2013 года в «Новгородэнерго» работало 1600 человек.

Основной целью деятельности Общества является получение прибыли.

Для получения прибыли Общество вправе осуществлять любые виды деятельности, не запрещенные законом, в том числе:

— поставка (продажа) электрической и тепловой энергии по установленным тарифам в соответствии с диспетчерскими графиками электрических и тепловых нагрузок;

— получение (покупка) электрической энергии с оптового рынка электрической энергии (мощности);

— получение (покупка) тепло- и электроэнергии у их производителей;

— производство электрической и тепловой энергии;

— передача электрической и тепловой энергии;

— диспетчерское управление и соблюдение режимов энергосбережения и энергопотребления;

— обеспечение эксплуатации энергетического оборудования в соответствии с действующими нормативными требованиями, проведение своевременного и качественного его ремонта, технического перевооружения и реконструкции энергетических объектов, а также развитие энергосистемы;

— эксплуатация энергетических объектов, не находящихся на балансе Общества, по договорам с собственниками данных энергетических объектов;

— монтаж, наладка и ремонт энергообъектов, электроэнергетического и теплоэнергетического оборудования;

— эксплуатация, монтаж, ремонт котлов и сосудов, работающих под давлением, трубопроводов пара и горячей воды;

— создание и освоение новой техники и технологий, обеспечивающих эффективность, безопасность и экологичность работы промышленных объектов Общества, создание условий для развития энергетического комплекса в целом, реализации отраслевых научно-технических и инновационных программ, формирование отраслевых фондов НИОКР;

— оказание услуг по реализации энергии энергоснабжающим организациям;

Читайте также:  Что делать, если шумят соседи? Куда жаловаться?

— выполнение работ, определяющих условия параллельной работы в соответствии с режимами Единой энергетической системы России в рамках договорных отношений;

— обеспечение энергоснабжения потребителей, подключенных к электрическим и тепловым сетям Общества, в соответствии с заключенными договорами

— оказание услуг по сбору средств с населения за оказанные коммунальные услуги населению;

— деятельность по эксплуатации электрических сетей;

— деятельность по эксплуатации тепловых сетей;

— иные виды деятельности, не запрещенные действующим законодательством Российской Федерации.

Планирует и организует работу филиалов и отделений исполнительный аппарат — управление «Новгородэнерго» под руководством Совета директоров и Правления.

В состав «Новгородэнерго» на правах филиалов и отделений входят 4 сетевых предприятия.

Название «Новгородэнерго» сохранилось за распределительной сетевой компанией, которая вместе с другими энергетическими компаниями региона, вошла в зону ответственности «МРСК Северо-Запада».

Утвержденный Правительством РФ и Советом директоров РАО «ЕЭС России» график проведения реформирования выполнен полностью и в установленные сроки. В ходе реформирования была выполнена основная задача реструктуризации Общества в течение всего переходного периода — обеспечение надежного и бесперебойного электроснабжения потребителей на территории Новгородской области.

Сегодня в Новгородской распределительной сетевой компании работает полторы тысячи человек, которые обеспечивают надежность электроснабжения территории в 55,3 тыс. кв. км, с населением 674,1 тыс. жителей. Общая протяженность электрических воздушных линий, обслуживаемых компанией, — 23839 км, 4966 трансформаторных подстанций различной мощности.

Раскрытие конкретного механизма применительно к определенному виду деятельности или организационно-правовой форме осуществляется в документах третьего уровня системы: методических указаниях, методических рекомендациях, инструкциях (см.приложение 6). В качестве примера можно назвать Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации (утв. Приказом Минфина России 01.07.2013 N 65н (ред. от 06.06.2017)[18]. Методические указания зачастую принимаются в развитие ПБУ. К примеру, на основе ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов» Приказом Минфина РФ от 28 декабря 2001 г. № 119н утверждены Методические указания по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов[19]. Методическими указаниями и рекомендациями устанавливаются особенности ведения бухгалтерского учета организациями отдельных видов деятельности.

Один из важнейших документов этого уровня является План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению, утвержденные Приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. № 94н[20] (см.приложение 3). К данному уровню относятся многочисленные оперативные указания Министерства финансов РФ по вопросам, впервые возникающим в хозяйственной деятельности организаций. Так, «Письмом Минфина России от 25 октября 1996 г. № 92 разрешены вопросы, возникающие при ведении бухгалтерского учета и отчетности садоводческими товариществами»[21]. Следует отметить, что в соответствии со ст. 5 Федерального закона «О бухгалтерском учете» общее методологическое руководство бухгалтерским учетом в Российской Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации[22]. От лица Правительства РФ эту функцию выполняет Министерство финансов Российской Федерации. В данном Законе также отмечено, что нормативные акты и методические указания по бухгалтерскому учету, издаваемые органами, которым федеральными законами предоставлено право регулирования бухгалтерского учета, не должны противоречить нормативным актам и методическим указаниям Министерства финансов Российской Федерации.

Регулирование бухгалтерского учета видимо следует рассматривать с точки зрения мировых моделей учета: континентальная модель регулирования учета и ее развитие регламентируется законодательными актами государства; в британо-американской модели доминирующую роль в разработке и установлении стандартов и правил ведения бухгалтерского учета и отчетности играют бухгалтеры-профессионалы (профессиональные организации бухгалтеров и аудиторов)[27].

До недавнего времени Российская учетная система характеризовалась доминированием государственного регулирования учета и отчетности, направленностью учета на фискальные цели, незначительной ролью профессиональных организаций в регулировании учета (близко к континентальной модели).

В последнее время ситуация изменилась. Совершенствование законодательной базы бухгалтерского учета проводится с привлечением объединений профессиональных бухгалтеров и аудиторов (характерно для британо-американской модели), но все же регулирование бухгалтерского учета производится нормативными актами государства.

В континентально-европейской, к которой исторически относится и Россия, нормативные акты в области бухгалтерского учета издаются государственными органами власти[28]. Последние мировые тенденции развития системы бухгалтерского законодательства отдают предпочтение профессиональному регулированию, итогом которого в 1973 г. стало создание Комитета по международным стандартам финансовой отчетности (КМСФО)[29]. Однако международные стандарты не имеют официального статуса и потому могут быть только рекомендованы к применению в конкретной стране, то есть возможность их использования зависит от законодательного закрепления такой обязанности для субъектов хозяйствования.

В соответствии со ст. 71 Конституции РФ бухгалтерский учет находится в ведении Российской Федерации[30], поэтому был разработан и принят Федеральный закон № 402-ФЗ от 06.12.2011 «О бухгалтерском учете»[31], устанавливающий единые правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета в стране. Таким образом, «официальный» бухгалтерский учет регулируется только актами федерального уровня.

Функции органов, регулирующих учет

Федеральная структура в согласовании с правами наделена следующими возможностями:

  • Утверждением программы установления стандартов.
  • Организацией экспертизы программ формирования стандартов.
  • Установлением норм оформления программ.
  • Участием в работе над международными нормами.

Функции Центробанка России:

  • Установление стандартов отрасли и стандартизация их использования.
  • Участие в подготовке проектов стандартов федерального уровня.
  • Участие в работе над международными стандартами.
  • Выполнение других функций, которые не противоречат федеральным законодательствам.

Также система бухгалтерского учета формируется и силами негосударственных структур. Например, это профессиональные сообщества. Они имеют право принимать участие в разработке проектов, установлении стандартов наряду с государственными службами. То есть система регулирования формируется вместе.

Зачем необходимо нормативно-правовое регулирование бухгалтерского учета?

Правовое регулирование бухгалтерского учета позволяет государству установить ряд норм и правил, соблюдение которых является обязательным для всех лиц, занимающихся хозяйственной деятельностью.
Общее методологическое нормативное регулирование бухгалтерского учета в РФ осуществляется российским правительством, которое разрабатывает и утверждает правила документирования и отражения в учете различных хозяйственных операций.

Читайте также:  Что делать, если приставы сняли все деньги

В соответствии с п. «р» ст. 71 Конституции России бухучет находится в ведении государства. Методологическое регулирование бухучета возложено российским правительством на Министерство финансов. Регулирование отдельных аспектов ведения бухучета рядом федеральных законов возложено на таких регуляторов, как Центробанк, ФСФР и др., в пределах норм, установленных Минфином. Регулирование бухучета осуществляется путем принятия различных законов, постановлений и различных нормативных актов.

Понятие и особенности системы регулирования

Существует 4 уровня законодательных актов, разделяемые по уровню важности и приоритетности:

  1. ФЗ «О бухучете».
  2. Положение по осуществлению бухучета.
  3. План счетов бухучета, Положение о документообороте.
  4. Инструкции и указания относительно использования положений бухучета.

Какой статус и порядок применения положений и отраслевых стандартов бухгалтерского учета?

Общее руководство бухучетом – ответственность Правительства РФ. Каждая компания на основании существующих норм должна самостоятельно определить учетную политику. Различные ее положения могут отличаться в зависимости от нужд компании или конкретной отрасли производства. Однако пункты, которые вводит сама организация, не должны противоречить принятым законам. На данный момент в РФ проводится реформа бухучета. Основы ведения учета приводятся в соответствие с международными стандартами. Реформа касается таких направлений, как:

  • Улучшение норм регулирования, которые позволяют эффективно выявлять нарушения и исполнять положения закона.
  • Основание адекватных стандартов.
  • Формирование методических предписаний: инструкции, комментарии и прочее.
  • Создание образовательной системы (к примеру, повышение квалификации).
  • Приведение законов в соответствии с нормами.

Одна из задач реформирования – сохранение стабильности системы нормативного регулирования.

Четвертый уровень. Рабочие документы организации

Эти документы состоят из положения об учетной политике, которая определяет способ и метод бухгалтерского учета и оценки активов и пассивов, рабочий план счетов, составляемый на основе типового, рабочие документы организации, иные документы.

Рекомендации помогают бухгалтеру организовать учетный процесс, составить внутренние инструкции, локальные документы по ведению первичной документации, регистрации и обобщению данных. Документы этой группы не являются обязательными для применения на всех предприятиях. Их главное назначение в определении правил рациональной организации учета, используя современные формы и способы ведения учета. Выбор каждой организации основывается на приемлемых для нее вариантов. Формируются такие документы на самом предприятии.

Четвертый уровень. Рабочие документы организации

Эти документы состоят из положения об учетной политике, которая определяет способ и метод бухгалтерского учета и оценки активов и пассивов, рабочий план счетов, составляемый на основе типового, рабочие документы организации, иные документы.

Рекомендации помогают бухгалтеру организовать учетный процесс, составить внутренние инструкции, локальные документы по ведению первичной документации, регистрации и обобщению данных. Документы этой группы не являются обязательными для применения на всех предприятиях. Их главное назначение в определении правил рациональной организации учета, используя современные формы и способы ведения учета. Выбор каждой организации основывается на приемлемых для нее вариантов. Формируются такие документы на самом предприятии.

Нормативные документы, которыми регламентируется ведение бухгалтерского учета

Бухгалтерский учет — сфера, работа в которой регламентирована законодательством. Поэтому, отвечая на вопрос, какими нормативными документами регламентируется ведение бухгалтерского учета, нужно помнить, что система нормативного регулирования бухгалтерского учета — сложная, многокомпонентная система с несколькими уровнями иерархии.

Ее развитию государство уделяет значительное внимание. Это связано с необходимостью формировать объективную информацию о состоянии бизнеса, составлять бухгалтерскую (финансовую) отчетность. Постоянно меняющиеся запросы бизнеса на местном, международном уровнях, требуют современной адаптации положений учета.

Активное участие российских организаций во внешнеэкономической деятельности, взаимопроникновение российских и иностранных инвестиций диктует бизнесу применение общих подходов к составлению бухгалтерской отчетности, а именно стандартов МСФО (Международные стандарты финансовой отчетности, IFRS англ. International Financial Reporting Standards).

В 1998 году в России была принята к исполнению программа реформирования бухгалтерского учёта в соответствии с МСФО.

Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
Промышленность: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
Строительство • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производством

Функции и задачи бухгалтерского учета

  • Функции бухгалтерского учета:
  • 1) контролирующая – обеспечивает контроль за сохранностью, наличием и движением предметов труда, средств труда, денежных средств, за правильностью и своевременностью расчетов с государством и его службами. С помощью учета осуществляются три вида контроля: предварительный, текущий и последующий;
  • 2) информационная функция – является одной из главных функций, так как является источником информации для всех подразделений предприятия и вышестоящих организаций. Информация должна быть достоверной, объективной, своевременной и оперативной;
  • 3) обеспечение сохранности имущества. Выполнение этой функции зависит от действующей системы учета, от наличия специализации, складских помещений, которые оснащены организационной техникой;
  • 4) функция обратной связи – бухгалтерский учет формирует и передает информацию обратной связи;
  • 5) аналитическая функция – с помощью нее происходит раскрытие имеющихся недостатков, наметить и проанализировать способы совершенствования деятельности организации и ее основных служб.


Похожие записи:

Напишите свой комментарий ...