Отличие преступления от иного правонарушения

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Отличие преступления от иного правонарушения». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Разграничить административные проступки и преступления можно и должно лишь по степени их общественной опасности. Задача эта сложная — особенно в случаях, когда речь идет о сходных по характеру проступках и преступлениях, но она должна решаться в точном соответствии с законом, ибо только таким путем можно избежать необоснованного установления уголовной ответственности за административные правонарушения, совершенные повторно или при других отягчающих обстоятельствах. Будучи совершенным даже при определенных отягчающих обстоятельствах, административный проступок не может квалифицироваться как преступление, если его качественная определенность и степень его общественной опасности не выходят за границы проступка. Если же степень его опасности существенно повышается и достигает уровня преступлении, то он должен признаваться таковым и влечь за собой уголовную ответственность.

В чем отличие преступления от проступка?

Видыправонарушений. Правонарушенияпо степени общественной опасности(вредности) подразделяются на преступленияи проступки. Преступления -виновно совершённые общественно опасныедеяния и запрещённые уголовным закономпод угрозой наказания.

Противоправныепроступки имеютменьшую степень общественной опасностии подразделяются в зависимости отобъектов правонарушений и порядкапривлечения к юридической ответственностина гражданско-правовые, административныеи дисциплинарные правонарушения:

  • Гражданско-правовые правонарушения (деликты) совершаются в сфере гражданских правоотношений и выражаются в неисполнении, ненадлежащем исполнении обязательств, причинении вреда и т.п.
  • Административные правонарушения посягают в основном на порядок государственного управления и общественный порядок.
  • Дисциплинарные правонарушения – противоправные нарушения трудовой, служебной, учебной, воинской и иной дисциплины.

Юридическаяответственность —применение мер государственногопринуждения по отношению к правонарушителю.За свои деяния человек отвечает передзаконом и судом (этим юридическаяответственность отличается от моральной,где основным мерилом оценки поведенияявляются стыд и совесть человека).

Видыответственности и меры наказания зависятот характера правонарушения. Различаютответственность:

  • уголовную – наступает исключительно за преступления. Только суд может привлечь к уголовной ответственности и определить ее меру. Меры уголовного наказания — лишение свободы, смертная казнь и т.д.;
  • административную – наступает за проступки, нарушающие общественный порядок или совершенные в сфере государственного управления. Мерой ответственности служат административные взыскания, среди которых — предупреждение, штраф, исправительные работы, административный арест до 15 суток;
  • гражданскую — наступает за нарушение имущественных прав — неисполнение договорных обязательств, причинение имущественного вреда. мера ответственности — возмещение убытков;
  • дисциплинарную — наступает за нарушение трудовой, учебной, воинской, служебной дисциплины. Меры воздействия на правонарушителя — замечание, выговор, увольнение, исключение из учебного заведения.

Мерыпредупредительного воздействия можноподразделить на меры, применяемые вцелях предупреждения возможныхправонарушений (проверка документов,удостоверяющих личность, досмотр багажа,груза, административный надзор залицами, освобожденными из мест лишениясвободы, и др.), Принуждение проявляетсяв том, что оно осуществляется без согласиялиц, обязанных подчиниться предписаннымдействиям либо воздержаться от каких-либодействий, и, кроме того, в том, что ониограничивают права людей, хотя иприменяются уполномоченными на тоорганами и должностными лицами.

Мерыпресечения преследуютцель прекратить противоправные деянияи не допустить новых. Они должны бытьоперативными и осуществляться в интересахобщества, государства или в интересахсамого потенциального правонарушителя(помещение в медицинский вытрезвитель,в психиатрическую больницу, применениеогнестрельного оружия и др.).

Иногдамеры пресечения нарушают физическуюнеприкосновенность граждан, как этоимеет место при использовании служебныхсобак, технических средств (дубинок,газов, водяной струи, наручников и т.п.). Меры пресечения отличаются большимразнообразием.

Правовосстановительныемеры применяютсяза проступки, обладающие минимальнойстепенью общественной опасности, илиза деяния, представляющие собой лишьнекоторую «правовую аномалию»,незначительное отклонение от нормальногоправопорядка, не приобретшие характерправонарушения.

Меры защиты заключаютсяв том, что лицо принуждается к исполнениюлежащей на нем обязанности, которую оноранее должно было исполнить, но покаким-либо причинам не исполнило

  1. Преступление совершается со злым умыслом, продуманно и подготовленно, а потому более опасно. Проступок – как правило, действие неосознанное, спонтанное.
  2. Преступление непременно повлечет за собой наказание по Уголовному кодексу и судимость. За проступок устанавливается ответственность по Трудовому, Административному, Семейному, Гражданскому, кодексам и различным подзаконным нормативным актам.

Возраст наступления ответственности

В вопросах наказания многое зависит от личности совершившего правонарушение лица. Если оно не в состоянии понять последствия своих действий, то применение суровых мер только навредит его психике, а это бессмысленно с учетом принципа гуманности правосудия, законодательно закрепленного в большинстве стран современного мира.

Осознание вины за какие-либо нарушения приходит к каждому человеку с возрастом. Маленькие дети не воспримут правильно тюремного заключения и не смогут выполнить, например, исправительные работы. Исходя из подобных психологических особенностей большинства людей, возраст является одним из определяющих факторов при выборе карательных мер.

Административной ответственности подвержены лишь субъекты старше 16 лет. За дисциплинарные и гражданские нарушения разрешено привлекать с 18. Справедливы ли эти рамки? Правильно ли определен возраст осознания ответственности, учитывая современные психологические условия развития молодежи? Подобные проблемы беспокоят юристов разных стран. Сложно сказать, к чему приведут эти рассуждения, но сейчас возраст субъекта остается важнейшим отличием проступка от преступления.

За преступление подросток может быть судим при достижении 16 лет, но в некоторых случаях допускается привлечение к ответственности и с 14.

Административная ответственность наступает с 16 лет. До этого за правонарушение ребенка ответственны его родители.

Юридическая
ответственность —
применение мер государственного
принуждения по отношению к правонарушителю.
За свои деяния человек отвечает перед
законом и судом (этим юридическая
ответственность отличается от моральной,
где основным мерилом оценки поведения
являются стыд и совесть человека).

Виды
ответственности и меры наказания зависят
от характера правонарушения. Различают
ответственность:

  • уголовную
    – наступает
    исключительно за преступления. Только
    суд может привлечь к уголовной
    ответственности и определить ее меру.
    Меры уголовного наказания — лишение
    свободы, смертная казнь и т.д.;

  • административную
    – наступает
    за проступки, нарушающие общественный
    порядок или совершенные в сфере
    государственного управления. Мерой
    ответственности служат административные
    взыскания, среди которых — предупреждение,
    штраф, исправительные работы,
    административный арест до 15 суток;

  • гражданскую —
    наступает за нарушение имущественных
    прав — неисполнение договорных
    обязательств, причинение имущественного
    вреда. Главная мера ответственности —
    возмещение убытков;

  • дисциплинарную —
    наступает за нарушение трудовой,
    учебной, воинской, служебной дисциплины.
    Меры воздействия на правонарушителя
    — замечание, выговор, увольнение,
    исключение из учебного заведения.

Отличие преступления от иных видов правонарушения

Применение уголовного закона нередко сопряжено с необходимостью проведения четкой границы между преступлением и иными правонарушениями. Так, преступление следует отличать от административных, гражданских, дисциплинарных, трудовых и иных правонарушений. Все они обладают определенной мерой общественной опасности. Однако только качественно высокий уровень общественной опасности позволяет оценивать определенный тип поведения людей именно как преступление и законодательно устанавливать для борьбы с ним меры уголовного наказания.

В настоящее время практически общепризнанно, что главные отличия преступления от иных правонарушений заключаются в различной степени общественной опасности. Общественная опасность — признак всех правонарушений, но количественная характеристика этого свойства между преступлением и проступком не одинакова. У преступления более высокая степень общественной опасности.

Законодатель при конструировании норм, суды при их толковании всегда стремятся, возможно, точнее толковать преступления и проступки. Ведущим разграничительным общественно опасным элементом выступает размер причиненного ущерба правоохраняемым интересам личности, общества, государства. Материальный ущерб, который причиняется в результате совершаемых ныне преступлений, измеряется в денежном выражении, в физическом вреде — в четко фиксированных показателях утраты трудоспособности, органов или их функций (ст. 111-118 УК РФ).

Действующий УК РФ практически во всех случаях причинения прямого материального ущерба в примечаниях к соответствующим статьям Особенной части называет его величину. Например, в разд. VIII «Преступления в сфере экономики» такие примечания приведены во всех нормах о преступлениях с прямым материальным ущербом. Он исчисляется в едином измерении. Но есть и криминообразующие величины общественно опасных последствий, без которых отсутствует само преступление. Например, преступлением признано уклонение от уплаты таможенных платежей в крупных размерах. Примечание к ст. 194 УК РФ определяет таковой в виде стоимости свыше пятисот тысяч рублей. Уклонение от уплаты таможенных платежей в меньшем размере является таможенным правонарушением, предусмотренным нормами Таможенного кодекса РФ.

Понятно, что гораздо сложнее проводить границу между гражданскими правонарушениями и экономическими преступлениями с непрямым материальным ущербом, когда ущерб носит комплексный характер, включает прямые и непрямые материальные уроны, дезорганизацию предпринимательской либо управленческой деятельности. К примеру, при незаконном предпринимательстве, финансовом банкротстве, легализации «грязных» денег, монополистической деятельности и т.п. потребуются сложные бухгалтерские экспертизы, чтобы такой экономико-организационный ущерб определить.

Читайте также:  Меры социальной поддержки региональным льготникам

По сложившемуся в юридической науке убеждению, признаками преступления являются те условия, при наступлении которых совершенное деяние может быть признано преступлением. Так в уголовном законе содержится четыре таких признака: уголовная противоправность, общественная опасность, виновность и наказуемость деяния.

Признаки, указанные в УК РФ, являются качественными, и признание деяния преступлением возможно только в случае соответствия его всем четырем признакам[31]. Рассмотрим каждый из них в отдельности.

Признак общественной опасности преступления, безусловно, является самым дискуссионным для уголовного права. Учеными выдвигается множество различных мнений по поводу определения соответствующего научного термина, и его отличительных характеристик.

Однако общепринятым является понятие общественной опасности в проекции материального признака преступления, несущий объективный характер. Другими словами, общественная опасность деяния имеет место быть вне зависимости от того, признается ли она таковой законом.

Общественная опасность — это свойство деяния причинить или создать реальную угрозу причинения вреда охраняемым уголовным законом отношениям и интересам[32].

Общественная опасность это материальный признак преступления, от которого во многом зависит признание его преступлением. При этом советская доктрина традиционно и однозначно исходила из того, что общественная опасность это основополагающий признак преступления, а все остальные признаки преступления объявлялись производными от нее[33].

Качественный признак общественной опасности это ее характер, который зависит от важности охраняемого общественного отношения или интереса, на который посягает деяние. Так, например, преступления против жизни и здоровья личности всегда более опасны по своему характеру, чем преступления против собственности, в силу того, что охрана жизни и здоровья являются более ценным юридическим благом по сравнению с интересом собственности.

А вот количественный признак общественной опасности выражается в ее степени, которая зависит от характера воздействия различных преступлений на одни и те же охраняемые законом отношения.

На формирование общественной опасности оказывают влияние множество факторов. Одним из важнейших факторов, безусловно, является объект преступного посягательства.

Важно отметить, что также степень общественной опасности преступления может зависеть от способа совершения посягательства, формы вины, а также тяжести последствий и т.д. Характер и степень общественной опасности преступления имеют определяющее значение при выделении категорий самих преступлений, установлении исключающих преступность деяния обстоятельств, решении вопроса об освобождении от уголовной ответственности или наказания, определении вида и размеров наказания, истечения срока судимости.

Общественная опасность представляет собой важнейшую категорию преступного деяния. Исходя из этого, в иерархии признаков преступления общественная опасность занимает первое место[34].

Общественная опасность свидетельствует о вреде как последствие любого преступления. Поэтому общественную опасность можно определить как причинения вреда деянием для личных или общественных интересов.

По своему характеру общественная опасность это объективное свойство преступного деяния. Разумеется, общественная опасность свойственна преступлению, т.е. общественно-порицаемому акту поведения. А вот как разновидность общественного поведения, преступление носит субъективный отпечаток. Отсюда можно сделать вывод, что и общественная опасность является категория объективно-субъективная[35].

Такой вывод содержится в ряде работ по уголовному праву. В данной связи возникает вопрос можно ли считать личность преступника составляющей общественную опасность.

Если исходить из имеющегося толкования действующего уголовного закона, то, действительно, можно отметить личность преступника как элемент, образующим общественную опасность[36]. Так, к примеру, лицо может быть освобождено от уголовной ответственности, в случае если будет признано, что оно перестало быть общественно опасным[37].

Однако, учитывая субъективный фактор преступления, надо также иметь в виду, что понятие преступление состоит из совокупности признаков, которые неразрывно присутствуют в преступлении[38].

Некоторые эти признаки субъективны, такие как виновность, а вот часть объективна, такая как общественная опасность. Если лицо освобождают от уголовной ответственности, потому что оно впервые совершило преступление небольшой или средней тяжести, то данное обстоятельство свидетельствует лишь о том, что такое лицо нецелесообразно наказывать, потому что через какое-то время оно показало себя с хорошей стороны[39]. В этом случае наказание не выполняет свою прямую функцию.

Общественная опасность ориентирована, прежде всего, именно на такие ценности, которым посредством совершения преступления причиняется вред. Большая или меньшая общественная опасность деяния зависит от объекта посягательства главным образом, т. е. от тех общественных отношений, которые нарушаются в результате преступного посягательства.

Значимость общественной опасности в контексте преступления дает законодатель. Следовательно, криминализация деяния – это процесс оценки его с точки зрения вредности для общества. Законодатель, признавая деяние как общественно опасное, исходит из сущностной характеристики деяния как способного причинить вред личным или общественным интересам граждан.

Если деяние противоречит нормальным условиям существования общества, вступает с общественным прогрессом в противоречие, следовательно, оно должно считаться общественно опасным и получить законодательную оценку в виде запрещающей нормы права[40].

Объективное свойство общественной опасности означает, что она существует вне зависимости от того, каковы личностные свойства субъекта и даже вообще от существования субъекта. Так, убийство всегда останется общественно опасным деянием вне зависимости от того, совершил его человек с отличной характеристикой или патологический изверг.

Характеристика личности преступника учитывается судом при назначении наказания, но общественная опасность деяния от нее ни в коей мере не зависит.

В литературе считается, что на общественную опасность влияют признаки субъекта преступления, такие, например, как должностное положение лица, отношение к воинской обязанности и т.п.[41]. Например, взяточничество это исключительно должностное преступление. Потому недолжностное лицо не может быть осуждено за взятку. Из такого положения можно сделать вывод, что свойства субъекта действительно влияют на общественную опасность деяния.

Однако следует иметь в виду, что любое преступление, которое совершается специальным субъектом, таким как должностное лицо, военнослужащий и т.д., опасно вовсе не потому, что оно совершено именно особенным лицом, а потому, что посягает на соответствующие сферы общественных отношений[42].

Общественная опасность деяния в таких ситуациях повышается в связи с тем, что субъект, наделенный определенными служебными или профессиональными возможностями, посягает на значимые социальные связи, дискредитируя соответствующие отношения и нанося, таким образом, вред[43].

Если признать, что общественная опасность повышается в результате того, что субъект совершил преступление, будучи наделенным специальными полномочиями, тогда любой специальный субъект, например должностное лицо, становится субъектом потенциально повышенного риска. Если субъект стал должностным лицом, то он уже превратился в потенциального носителя общественной опасности, однако в действительности это не так.

Еще одним важнейшим признаком преступления выступает наказуемость. Это признак преступления, характеризующий не его сущность, а указывающий на его неизбежное юридическое последствие, неблагоприятное для правонарушителя. Таким образом, совершение преступного деяния в любом случае влечет за собой возможность назначения наказания, подразумевает угрозу наказанием при нарушении уголовно-правовой нормы.

Наказуемость как самостоятельный признак преступления представляет собой угрозу назначения и применения наказания за совершенное преступление. Так УК РФ при наличии определенных условий и оснований предусматривает возможность освобождения от наказания, а к несовершеннолетним, совершившим преступления, могут быть применены принудительные меры воспитательного воздействия. Наказание как неизбежное следствие совершения преступления не должно смешиваться с наказанием, предусмотренным за это деяние в санкции. Именно угроза наказания, а не реальное наказание, которое в конкретном случае может и не последовать, является признаком преступления.

В теории уголовного права спорный вопрос о том, является ли наказуемость самостоятельным признаком преступления. Одни авторы считают, что это элемент уголовной противоправности, а другие, что это самостоятельный признак. Примечательно, что в ч. 1 ст. 14 УК РФ отсутствует указание на обязательность наказания именно поэтому согласно нашему уголовному праву возможно освобождение лица от уголовной ответственности или от наказания[65].

В правоприменительной практике нередки случаи, когда фактически преступление было совершено, но наказания за него не последовало. Это возможно в случае, когда преступление не было, зафиксировано правоохранительными органами или не было раскрыто. Подобные случаи отнюдь не отменяют признак наказуемости преступного деяния.

Дело в том, что сам факт того, что законодатель назначает уголовное наказание за совершение определенного деяния, уже делает его преступным, то есть наличие угрозы наказания уже само по себе является достаточным для действия признака наказуемости. Назначение реального наказания при этом не имеет определяющего значения. Следовательно, нельзя говорить о неотвратимости применения наказания как признаке преступления.

Наказуемость как признак преступления предполагает обязательную реакцию государства в ответ на совершение преступного деяния. Наказуемость между тем вовсе не означает непременного наказания вслед за фактом преступления.

Читайте также:  Пенсия по потере кормильца в 2023 году

Признак наказуемости содержит в себе потенциальную угрозу привлечения к ответственности лица в случае совершения им деяния, запрещенного уголовным законом. Таким образом, наказуемость следует рассматривать как потенциальную угрозу наступления негативных последствий на совершенные преступления. Именно как угрозу, поскольку возможны ситуации, когда фактически совершенное преступление остается без наказания[66].

Так, при применении норм гл. 11 УК РФ об освобождении от уголовной ответственности, субъект освобождается от ответственности на ранней стадии следственных действий, т.е. фактически совершенное преступление остается без реального исполнения наказания[67].

Наказуемость в данном случае выступает лишь как профилактика, которая тоже крайне необходима.

Сделаем вывод. При этом преступление может быть признано таковым только в случае наличия у него всех этих признаков. Первые два признака являются основными и определяют базовые характеристики преступления как особого вида правонарушения, а два последующих являются производными.

Определение проступка

Проступок — действие, которое вредит общественному порядку. Что именно будет считаться таковым регулируется установленными законами и нормативно правовыми актами.

Есть признаки такого вида правонарушения. Основными из них являются:

  • противоправные действия;
  • общественная опасность;
  • угроза свободы окружающих граждан;
  • вина правонарушителя.

Говоря простым языком, проступками являются такие правонарушения, которые имеют меньшую опасность по сравнению с преступлениями.

Необходимо понимать разграничение между понятиями. Административный проступок состоит из:

  • объективной стороны;
  • объекта;
  • субъекта;
  • субъективной стороны.

В качестве объекта выступают сложившиеся в обществе отношения, которые реализуются в соответствии с конституционными правами и свободами, правом собственности и установленным порядком управления гражданской жизнью. А в качестве субъекта такого вида правонарушений выступают физические и юридические лица.

Рассмотренные выше признаки преступления (общественная опасность, виновность, противоправность деяния и его наказуемость) позволяют выделить преступление из всей группы правонарушений. Однако преступлением является и кража, и убийство, и разбой, и чтобы разграничить данные преступления недостаточно использовать признаки преступления. Необходимое разграничение осуществляется на основе такой правовой категории, как состав преступления. Таким образом, понятия преступления и состава преступления не являются тождественными.

Состав преступления является правовой категорией, юридическим основанием уголовной ответственности.

Уголовный кодекс РФ не содержит определения понятия «состав преступления». В науке уголовного под составом преступления понимается совокупность установленных уголовным законом объективных и субъективных признаков, характеризующих общественно опасное деяние как конкретное преступление.

Структурно состав преступления состоит из четырех групп признаков, которые называются элементами состава преступления. К ним относятся:

объект преступления;

объективная сторона преступления;

субъективная сторона преступления;

субъект преступления.

Для наличия состава преступления необходимы все четыре его элемента в совокупности. Отсутствие хотя бы одного из них будет означать и отсутствие состава преступления.

Отличие преступления от иных видов правонарушения

Применение уголовного закона нередко сопряжено с необходимостью проведения четкой границы между преступлением и иными правонарушениями. Так, преступление следует отличать от административных, гражданских, дисциплинарных, трудовых и иных правонарушений.

Все они обладают определенной мерой общественной опасности.

Однако только качественно высокий уровень общественной опасности позволяет оценивать определенный тип поведения людей именно как преступление и законодательно устанавливать для борьбы с ним меры уголовного наказания.

В настоящее время практически общепризнанно, что главные отличия преступления от иных правонарушений заключаются в различной степени общественной опасности. Общественная опасность — признак всех правонарушений, но количественная характеристика этого свойства между преступлением и проступком не одинакова. У преступления более высокая степень общественной опасности.

Законодатель при конструировании норм, суды при их толковании всегда стремятся, возможно, точнее толковать преступления и проступки.

Ведущим разграничительным общественно опасным элементом выступает размер причиненного ущерба правоохраняемым интересам личности, общества, государства.

Материальный ущерб, который причиняется в результате совершаемых ныне преступлений, измеряется в денежном выражении, в физическом вреде — в четко фиксированных показателях утраты трудоспособности, органов или их функций (ст. 111-118 УК РФ).

В отличие от других правонарушений преступление отражает высокую меру общественной опасности конкретных типов поступков людей на определенном этапе развития общества. С изменением социальных условий эта опасность может снижаться либо возрастать. Изменение опасности влечет за собой перемену границ между преступлением и правонарушением.

Ярким примером такого процесса может служить практика борьбы уголовно-правовыми средствами с незаконным предпринимательством (ст. 171 УК РФ). Вместе с тем конкретные нарушения незаконной торговли расцениваются как административные правонарушения.

Реже изменение границ между преступлением и правонарушением связано с непоследовательностью решения законом конкретных вопросов. Например, УК РСФСР 1960 г. содержал ряд норм с административной преюдицией. В частности, ст.

166 УК относила к числу преступных посягательств незаконную охоту после применения мер административного взыскания за такое же нарушение. В действующем Уголовном кодексе РФ такие нормы вообще отсутствуют. Повторное административное правонарушение остается именно правонарушением.

Такое решение вопроса законом представляется верным, ибо сложение двух административных правонарушений не может составить одного преступления. Каждое из них в отдельности не обладает необходимым уровнем общественной опасности. Не образует ее и сложение упомянутых правонарушений.

Действующий УК РФ практически во всех случаях причинения прямого материального ущерба в примечаниях к соответствующим статьям Особенной части называет его величину. Например, в разд. VIII «Преступления в сфере экономики» такие примечания приведены во всех нормах о преступлениях с прямым материальным ущербом. Он исчисляется в едином измерении.

Но есть и криминообразующие величины общественно опасных последствий, без которых отсутствует само преступление. Например, преступлением признано уклонение от уплаты таможенных платежей в крупных размерах. Примечание к ст. 194 УК РФ определяет таковой в виде стоимости свыше пятисот тысяч рублей.

Уклонение от уплаты таможенных платежей в меньшем размере является таможенным правонарушением, предусмотренным нормами Таможенного кодекса РФ.

Понятно, что гораздо сложнее проводить границу между гражданскими правонарушениями и экономическими преступлениями с непрямым материальным ущербом, когда ущерб носит комплексный характер, включает прямые и непрямые материальные уроны, дезорганизацию предпринимательской либо управленческой деятельности. К примеру, при незаконном предпринимательстве, финансовом банкротстве, легализации «грязных» денег, монополистической деятельности и т.п. потребуются сложные бухгалтерские экспертизы, чтобы такой экономико-организационный ущерб определить.

В единичных случаях ГК РФ вторгается в сферу уголовно-правовых отношений, что затрудняет разграничение преступлений и гражданских деликтов. Так, ст. 575 ГК РФ разрешает дарение «обычных подарков», стоимость которых не превышает трех тысяч рублей.

На практике со вступления ГК РФ в силу возник правомерный вопрос: как отграничить взятку на указанную сумму и «обычное дарение». Дискуссия по данному вопросу при обсуждении проекта постановления Пленума Верховного Суда РФ конструктивно не завершилась. В постановлении № 6 Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2000 г.

Примеры проступков и преступлений

Если кому-то даже после прочтения данной информации все еще непонятно, чем отличаются проступки от преступлений, приведите примеры из повседневной жизни — и тогда картина станет более ясной.

Вот довольно банальный случай: продажа спиртного после десяти вечера запрещена по закону, однако даже в Москве можно найти такой киоск или магазинчик, где все же приобрести алкоголь в темное время суток можно. Как расценивать действия продавца, который игнорирует закон и отпускает горячительные напитки? Это преступление или все же проступок? Обратимся к кодексам РФ. Согласно КоАП РФ, а именно ст. 14.2, где говорится о незаконной продаже и свободной реализации запрещенных или ограниченных товаров, за такое деяние предусмотрен штраф в сумме от полутора до двух тысяч рублей с конфискацией продаваемых товаров, а значит, данное правонарушение является проступком.

П.Ю. Константинов. Взаимосвязь административных правонарушений и преступлений.

Правоведение. -2005. — № 3. — С. 58 — 74

Взаимосвязь административных правонарушений и преступлений: проблемы теории и практики

П. Ю. Константинов,[*] А. К. СоловьеваА. К.,[**] А. П. Стуканов[***]

Социальные отклонения — нарушения социальных норм. Они явля­ются выражением негативного отношения индивида или социальной груп­пы к соблюдению действующих законов и норм морали, сложившихся в об­ществе. Социальные отклонения, рассматриваемые как массовое явление, тесным образом связаны с экономическими и политическими процессами, происходящими в государстве. Типология социальных отклонений отража­ет многообразие этих явлений, дает возможность провести разграничитель­ные черты между ними и выявить особенности их этиологии, которые не­обходимо учитывать при осуществлении мер борьбы с ними.[1]

Нельзя не согласиться с точкой зрения Д. А. Керимова о том, что су­дебная практика постоянно сталкивается с ситуацией, когда совершившее преступное деяние лицо не в состоянии объяснить его причины, мотивы, смысл. Но и сам судебный орган нередко бессилен вскрыть глубинные де­терминанты такого рода преступления. И тогда проблема решается фор­мально-юридически: налицо все признаки состава преступления, подпадающие под статью уголовного закона, и назначается соответствующее наказание без сколько-нибудь серьезного анализа, в частности его психической сто­роны. Еще хуже дело обстоит, когда юридическая наука не может объяс­нить глубинные детерминанты совершенного преступления.[2]

Читайте также:  Как уволить сотрудников при ликвидации организации

Социальные отклонения можно классифицировать по ряду оснований. Наиболее распространено их деление на различные виды в зависимости от типа нарушаемой нормы. При этом негативные отклонения делятся на преступления и правонарушения (административные, гражданские, тру­довые и пр.), а также аморальные проступки.

58

На наш взгляд, деление социальных отклонений на преступления и административные правонарушения весьма условно. Об этом говорит и современная правоприменительная практика, и мировой опыт.

Уголовное и административное право устанавливает ответственность за нарушение норм различных отраслей права: конституционного, адми­нистративного, гражданского, земельного, финансового, семейного и др. Единство материальной природы объекта преступлений и административных правонарушений ставит перед законодателем, представителями юридической науки и практики проблему разграничения преступлений и администра­тивных правонарушений и прежде всего их смежных составов. А в КоАП РФ и УК РФ содержится около 100 таких «пограничных» составов.

Предложенная для рассмотрения тема не является новой для отечест­венного права.

Первые полицейские наказания, отличные от уголовных и налагаемые без производства следствия и без суда, появились в период царствования Императрицы Екатерины II (например, Устав благочиния от 8 апреля 1782 г., Указ от 1 августа 1782 г. «Об исправлении полицейским наказанием воров, укравших меньше 20 рублей»).[3]

Н. С. Таганцев отмечал спор о делении деяний, запрещенных под страхом наказания, на два вида: уголовные преступления и полицейские нарушения. Стремление предать полицейской неправде самостоятельный характер было присуще немецкому праву и нашло свое отражение не толь­ко в германском законодательстве XIX в., но и в Уложении Российской Империи 1845 г. о наказаниях уголовных и исправительных.[4] В нем содер­жались следующие определения преступления и проступка: «Всякое на­рушение закона, через которое посягается на неприкосновенность прав власти верховной и установленных ею властей или же на право или безо­пасность общества или частных лиц, есть преступление; нарушение пра­вил, предписанных для охранения определенных законами прав и обще­ственной или личной безопасности или пользы, именуется проступком» (ст. 1—2 Уложения).[5] При этом Н. С. Таганцев считал такое деление практи­чески несущественным, поскольку уголовные и полицейские посягатель­ства, по его мнению, представляются особой группой уголовно наказуемых деяний. В качестве наиболее приемлемого критерия разграничения пра­вонарушений ученый называл наказуемость деяния.

В целом можно выделить три критерия разграничения администра­тивных правонарушений и преступлений: а) материальный критерий, характеризующий общественную опасность деяния; б) тяжесть наказания за правонарушение или преступление (критерий наказуемости деяния); в) процессуальный критерий, характеризующий процессуальную форму привлечения виновных лиц к юридической ответственности.

Материальный критерий разграничения правонарушений. В современ­ной теории права, а также в теории уголовного и административного права

59

основным критерием разграничения преступлений и административных правонарушений является общественная опасность.[6] «Общественная опас­ность означает, что деяние вредоносно для общества, иными словами, общественная опасность деяния состоит в том, что оно причиняет или со­здает угрозу причинения определенного вреда… общественным правоотноше­ниям».[7] Вместе с тем Н. Ф. Кузнецова отмечает, что общественная опас­ность преступления — исторически изменчивая категория, что обусловлено социально-экономическими процессами, происходящими в обществе.[8] «Соотношение между преступлением и проступком не является раз и на­всегда данным, а меняется в зависимости от конкретных исторических ус­ловий развития… государства».[9]

Критерий общественной опасности рассматривается представителями науки административного и уголовного права с трех точек зрения. Первая позиция связана с отрицанием такого свойства административных право­нарушений, как общественная опасность.[10] При таком взгляде на админист­ративные правонарушения они оцениваются как общественно вредные, вредоносные. Вторая точка зрения отражает мнение о том, «что одни ад­министративные проступки общественно опасны, а другие не имеют этого признака»,[11] поскольку «для проступков такое качество, как обществен­ная опасность, не является обязательным».[12] Сторонники третьей точки

60

зрения признают общественную опасность и за преступлениями, и за ад­министративными правонарушениями.[13] Административные правонару­шения, однако, характеризуются меньшей степенью общественной опас­ности по сравнению с преступлениями.[14]

Данная точка зрения представляется наиболее убедительной. Категория общественной опасности отражает сущность правонарушения, поскольку любое правонарушение посягает на общественные отношения, охраняемые нормами различных отраслей права (конституционного, уголовного, ад­министративного, гражданского, трудового), препятствует нормальному осуществлению правоотношений, причиняет или создает угрозу причинения вреда правам и законным интересам участников правоотношений.

Разграничение правонарушений по видам должно быть основано на степени общественной опасности деяния, проявлениями которой могут выступать: а) характер общественной опасности деяния; б) объект пося­гательства; в) неоднократность деяния; г) способ совершения деяния и характер действий виновного лица; д) тяжесть последствий деяния и размер причиненного вреда; е) форма вины лица, совершившего деяние; ж) лич­ность виновного в совершении деяния.

Руководствуясь критерием степени общественной опасности деяния, можно выделить три группы правонарушений: (1) преступления, т. е. деяния, имеющие наибольшую степень общественной опасности; (2) уголовно-пра­вовые проступки меньшей общественной опасности, но не обладающие при­знаками преступного деяния; (3) административные правонарушения.

Критерий наказуемости деяния. Деление преступлений на виды было проведено и в российском дореволюционном уголовном праве, однако в основу такого разделения была положена тяжесть наказания, предусмот­ренного за преступление.

И правонарушение, и преступление — наказуемы!

Уголовная ответственность действующих предприятий и организаций в нашей стране не предусмотрена. За противоправные действия юридические лица должны понести только административную ответственность. Ответственные руководящие сотрудники лично могут быть привлечены к судебному разбирательству по факту возбуждения уголовного дела.

Т.е. подсудными фактически являются только должностные лица той или иной организации, а не предприятия, в результате деятельности которых был нанесен определенный ущерб гражданам. Также нужно принимать во внимание возможность выбора законодательной власти назначения административного наказания за те или иные преступления в связи с особыми обстоятельствами в стране, либо какими-то другими процессами.

Следует отметить, что всегда существует вероятность совершения законодателем ошибки в процессе оценки совершенных правонарушений. Например, до наступления 30 июня 2002 года хищение можно было признавать мелким, когда объем украденных платежных средств составлял более 1 МРОТ в соответствии с положениями ст. 7,27 КоАП РФ, который начал действовать с 1 июля 2002 года.

После этого мелким признается хищение платежных средств в объеме, превышающем 5 МРОТ. Другими словами, большинство хищений в РФ до недавних пор не являлись причиной для возбуждения уголовных дел.

Виды административной ответственности

В КоАП РФ предусмотрены следующие виды административной ответственности:

  • предупреждение
  • административный штраф;
  • конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;
  • лишение специального права, предоставленного физическому лицу;
  • административный арест;
  • административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;
  • дисквалификация;
  • административное приостановление деятельности;
  • обязательные работы;
  • административный запрет на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения.

Разграничение преступлений и иных правонарушений

Иногда фактором, значительно повышающим общественную опасность деяния и превращающим его в преступление, могут служить мотивы и цели совершения такого деяния. Например, регистрация заведомо незаконных сделок с землей квалифицируется как преступление, предусмотренное статьей 170 УК РФ, только в случаях, когда это деяние совершено должностным лицом из корыстной или иной личной заинтересованности. В противном случае те же действия представляют дисциплинарный проступок.

Общепризнанно, что главное отличие преступления от иных правонарушений заключается в различной степени общественной опасности. Каждое правонарушение именно потому, что оно является правонарушением и поэтому посягает на охраняемые законом общественные отношения, представляет определенную общественную опасность.

Итак, общественная опасность — свойство (признак) всех правонарушений, по количественная характеристика этого свойства не одинакова. Более высокая степень общественной опасности, отличающая преступление от иных правонарушений, может определяться различными обстоятельствами. Преступление — это наиболее опасный вид правонарушений. Посягательства на некоторые особо охраняемые общественные отношения могут быть только преступными, например посягательства на жизнь, на половую свободу, на мир и безопасность человечества, на основы конституционного строя и некоторые другие.

Но есть немало объектов, посягательства на которые могут быть и преступлением, и иным правонарушением — гражданско-правовым деликтом, административным или дисциплинарным проступком. Поэтому очень важно уметь отграничивать преступление от иных правонарушений. В редких случаях деяние становится преступлением лишь при систематическом совершении.


Похожие записи:

Напишите свой комментарий ...