Какие земли охраняются и находятся под защитой закона

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Какие земли охраняются и находятся под защитой закона». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Охраняемые земельные площади не могут использоваться для промышленности, жилого строительства, к землям относятся участки с особенными свойствами — оздоровительными, рекреационными, эстетическими. На земельных участках с охраняемым статусом находятся объекты историко-культурного или научного значения.

Особенное природное значение

К таким землям относятся территории, на которых располагаются заповедники, национальные парки, ботанические сады, другое:

  • Национальным парком является территория с естественными природными условиями, которые сохраняются в нетронутом виде. Охранные меры по отношению к национальным паркам регулируются государством.
  • Ботанические сады, а также парки дендрологические — это искусственно созданные природные зоны, в которых растут разнообразные виды растений. Их задача сохранение таких видов.
  • Заповедники — также земли с сохраненными естественными природными условиями, в которых создаются все необходимые условия для защиты исчезающих видов растений и животных.
  • Природными памятниками считаются ценные природные объекты, которые возникли естественным путем и имеют большое значение для культуры, эстетики.

Все эти земли находятся под защитой особенного правового режима. Изъятие земельных участков природных охраняемых территорий запрещено в любых целях, особенно в целях промышленности и народного хозяйства, строительства.

На таких землях категории Оопт запрещаются различные виды деятельности:

  1. Здесь нельзя выделять дачные или садово-огороднические участки.
  2. Запрещено строить дороги (автомобильные, железнодорожные пути), возводить хозяйственные объекты, укладывать трубопроводы или строить линии электропередач.
  3. Запрещается работа механизированных транспортных средств.
  4. По таким землям нельзя прогнать скот.

Особенно ценные объекты выделяются охранными зонами. О наличии охранной зоны должны свидетельствовать специальные знаки. Как правило, территории национальных заповедников, парков, других охраняемых территорий принадлежат государству или властям федерального субъекта, они не подлежат приватизации.

Если на земле со статусом особо охраняемой находится частный участок (он мог там располагаться до отнесения земли к охраняемой категории) владелец участок должен эксплуатировать землю только с учетом видов разрешенного использования, с учетом правового режима.

Никакие работы на земле не должны создавать опасность для экологии и ценных характеристик территории.

Состояние данных земель не может оставаться без изменений. Со временем некоторые из них могут утратить свою первоначальную ценность, из-за которой они и выделены в охраняемую категорию. Например, изменение климата может привести к утрате полезных свойств курортной зоны.

Поэтому перевод такой земли в другую категорию возможен, это предусмотрено законодательством. Для перевода должно быть серьезное обоснование и результат государственной экспертизы, которая подтверждает утрату ценных качеств.

Также может быть переведена в категорию Оопт и земля из категории, например, населенных пунктов или лесного фонда. Благоприятный климат, здоровая атмосфера могут способствовать выведению части лесного массива в зону лечебно-оздоровительную. Как правильно осуществить такой перевод?

Перевод земель в другую категорию

Присвоение статуса особенно охраняемых может со временем быть приостановлено из-за того, что участок земли утратил свое эстетическое или экологическое, другое значение.

ВАЖНО! Перевод земель из одной категории в другую возможен по законодательству РФ.

Как оформить другой статус земельной площади, вывести ее из перечня охраняемых? Необходимо подтвердить тот факт, что земля больше не предоставляет особенную ценность.

Для подтверждения проводится экспертиза – экологическая, государственная, другая.

Изменения в статус вносит тот орган региональной власти, который занимается земельным кадастром. Он имеет право внести изменения и узаконить их. Чтобы вывести землю из-под определения охраняемой, нужно подать целый список документов в местные органы власти. К таким документам относятся:

  • копия документа, который может подтвердить личность,
  • для физического лица выписка из ЕГРИП, для юридического – из ЕГРЮЛ,
  • выписка из реестра недвижимости,
  • согласие от первообладателя участка на изменение его статуса.

Обязательно следует иметь на руках заключение экологической экспертизы о том, что земельная площадь действительно утратила свое значение, например, оздоровительное.

Описание предпринятых действий и использованных методов/механизмов охраны окружающей среды

Для защиты своих прав на проживание в благоприятной окружающей среде, граждане использовали досудебный (обращение к Губернатору Московской области) и судебный способы.

Досудебный способ урегулирования спора

Право на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам гарантировано:

  • Конституцией РФ (статьей 33);
  • Федеральным законом от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (статья 2, часть 1).

Заинтересованная общественность обратилась к губернатору, но несмотря на многочисленные обращения, проблемы жителей района не решались. При этом по словам представителя Губернатора и Правительства Московской области, вырубка 6,5 га леса не только не повредит экологии области, но и улучшит инвестиционный климат.

Обращение в суд

Право на обращение в суд за защитой нарушенных прав на благоприятную окружающую среду, гарантировано:

  • Конституцией РФ от 12 декабря 1993 года (статья 46);
  • Гражданским Кодексом РФ от 30 ноября 1994 года N 51-ФЗ (статьи 11, 12);
  • Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 N 21-ФЗ (статья 1, часть 2, пункт 2) (ранее, на момент рассмотрения дела (2013-2014 годы) действовали нормы Гражданского процессуального кодекса);
  • Федеральным законом от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (статья 11, часть 2).
Читайте также:  Суд: испытание при переводе на другую должность незаконно

Правовой режим земель особо охраняемых территорий и объектов

В постановлении Правительства России от 26 декабря 2001-го г., посвященном особо охраняемым геологическим объектам с научным, культурным, эстетическим, санитарно-оздоровительным и иным значением, устанавливается, что геологические объекты с научным, культурным, эстетическим, санитарно-оздоровительным и иным значением относятся к особо охраняемым геологическим объектам в порядке и на условиях, установленных законодательством об особо охраняемых природных территориях.

Помимо этого, во множестве субъектов России действуют региональные законы об ООПТ, воспроизводящие вышеназванные и вводящие дополнительные разновидности особо охраняемых территорий. Сюда относятся:

  • территории с охраняемым ландшафтом;
  • памятники ландшафтного искусства;
  • природно-охраняемые объекты городских комплексов (к примеру, городские леса, парки, зеленые зоны в населенных пунктах, памятники садового и паркового искусства и пр.);
  • природные резерваты;
  • геолого-охраняемые объекты;
  • лесные парки;
  • природные эко-тропы;
  • резервные территории;
  • зоны покоя и пр.

Земельные участки из этой категории земель могут изыматься или ограничиваться в гражданском обороте или находиться в свободном обороте при условии соблюдения общих требований, предусматриваемых земельным законодательством.

Что это значит для ведения коммерческой деятельности на землях ООПТ?

В одном из дел индивидуальный предприниматель обратился в суд с заявлением к Министерству природных ресурсов (далее — министерство) о признании незаконным решения об отказе в выдаче предпринимателю разрешения на установку на территории зоопарка пяти аттракционов с учетом законной деятельности, связанной с деятельностью памятника природы — парка, не ведущей к изменению режима или внешнего вида памятников природы парка (постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 04.03.2021 № Ф08-500/2021 по делу № А32-5678/2020).

Суды установили, что спорный земельный участок расположен в границах ООПТ регионального значения — памятник природы — парк.

Министерство ссылалось на постановление губернатора Краснодарского края от 31.03.2016 № 164 «Об утверждении границ и режима особой охраны особо охраняемых природных территорий регионального значения, расположенных на территории муниципального образования город Краснодар» (далее — постановление № 164), в соответствии с которым на всей территории памятников природы запрещается деятельность, влекущая за собой изменение исторически сложившегося природного ландшафта, снижение или уничтожение экологических, эстетических и рекреационных качеств территории.

Суды двух инстанций пришли к обоснованному выводу об отсутствии оснований для признания оспариваемого отказа министерства незаконным, так как размещение аттракционов противоречит режиму особой охраны природной территории парка.

Ссылки предпринимателя на размещение аттракционов на территории частной собственности были отклонены, так как независимо от уровня собственности земельный участок входит в границы ООПТ, монтаж спорных аттракционов, в том числе с учетом результатов проверки Управления государственного экологического надзора и выданного предписания, невозможен в силу прямого запрета, установленного постановлением № 164.

В данном примере мы видим противоречие режима частной собственности и режима особой охраны территории. Как высказался суд, неважен уровень собственности, если земельный участок входит в границы особо охраняемой природной территории. Такое понимание режима особой охраны автоматически позволяет ограничивать права собственников земельных участков и иной недвижимости, расположенной на территории, входящей в состав ООПТ.

В кассационной жалобе ИП привел следующие доводы: суды пришли к неверным выводам о наличии императивного запрета на размещение спорных аттракционов на земельном участке, находящемся в границах ООПТ, противоречащим ст. 51 ГрК РФ:

  • в паспорте памятника природы регионального значения (утв. приказом министерства от 11.02.2019 № 265) прямо указано, что одной из целей создания памятника природы является создание условий для отдыха населения. Согласно градостроительному плану парка, эта территория относится к рекреационной зоне;

  • размещение, установка каруселей/аттракционов на спорном участке в качестве обустройства мест отдыха не могут рассматриваться в качестве строений, сооружений, которые приведут к изменению режима или внешнего вида памятника природы, поскольку предназначены для оказания рекреационных услуг;

  • при установке аттракционов не будет нанесен ущерб окружающей среде, а также изменен внешний вид памятника природы, не потребуется проводить работы по вырубке зеленых насаждений. То есть при установке аттракционов не наступит ни одного события, факта, который можно было бы трактовать как изменение внешнего вида памятника природы.

Государственные природные заповедники

Природные заповедники – это госучреждения научно-исследовательского, природоохранного либо эколого-просветительского профиля. Создаются с целью:

  • обеспечения естественного хода природных процессов;
  • сохранения генофонда растительного и животного мира, а также биоразнообразия;
  • поддержания типичных или уникальных экосистем в их первозданном виде;
  • проведения исследований;
  • осуществления экологического мониторинга;
  • организации экологического просвещения;
  • развитие познавательного туризма.

Ст. 58 Федерального закона РФ № 7 «Об охране окружающей среды» относит природные заповедники к числу объектов общефедерального значения, пребывающих под особой охраной правительства. Они также признаются составляющей природно-заповедного фонда.

Заповедники учреждаются правительственными постановлениями по инициативе Минприроды России. В таком же порядке происходит расширение географических границ заповедников (ст. 8 33-ФЗ).

В 2013 году в России насчитывалось 103 заповедника суммарной площадью без учета акваторий более 27 млн. га. В связи с созданием «Шайтан-Тау» и присоединением Крыма в 2014 году их количество достигло 109 единиц.

Как госучреждение природный заповедник имеет правовой статус юридического лица, к нему применимы положения главы 4 ГК РФ. Государственный природный заповедник:

  • наделен гражданской правосубъектностью;
  • подлежит госрегистрации в ЕГРЮЛ;
  • может заключать гражданские сделки;
  • вправе выступать работодателем;
  • может быть истцом/ответчиком в судебном разбирательстве.
Читайте также:  Как продать дачу быстро и выгодно: пошаговая инструкция

Правовое положение имущества природного заповедника определено ст. 6 Закона РФ № 33-ФЗ. Активы, находящиеся в его пределах, в том числе природные ресурсы и недвижимость, признаются общефедеральной собственностью. Они изъяты из гражданского оборота.

Правовой режим территорий природных заповедников определяется ст. 9 вышеназванного Закона как режим особой охраны. Всякая хозяйственная деятельность здесь запрещена. Дозволены исключительно работы:

  • предусмотренные в положении, определяющем правовое положение конкретного заповедника;
  • оговоренные п. 2 ст. 9 вышеназванного Закона РФ.

На территории всех заповедников разрешены мероприятия, направленная на:

  • предотвращение стихийных бедствий;
  • обеспечение противопожарной и санбезопасности;
  • осуществление экологического надзора;
  • выполнение исследовательских задач.

Научная деятельность разрешена со значительными оговорками. Запрещено внесение в заповедные экосистемы чуждых им растений и животных для акклиматизации (интродукция). Здесь нельзя разводить домашних животных, проводить селекционные работы.

Чиновники и деятели науки (кроме сотрудников заповедника и госструктур, в ведении которых они находятся) могут находится в заповеднике на основании специального разрешения. За посещение заповедника туристами взыскиваться плата, размер которой регламентирован Приказом Минприроды РФ № 546 от 09.12.14 г.

В силу ст. 25 Закона РФ № 33 к памятникам природы причисляют уникальные, редкие и невосполнимые объекты естественного и искусственного происхождения, ценные в экологическом, эстетическом, научном или культурном плане. Памятниками могут признаваться, например:

  • отдельно стоящие объекты: пещеры, истоки рек, реликты, деревья-долгожители;
  • живописные или эталонные участки природных комплексов, старинные парки, каналы, участки со следами сейсмических явлений, гидроминеральные комплексы, лагуны.

По сравнению с другими природоохранными территориями памятники природы занимают меньшую площадь. Памятники могут иметь местное, региональное или общефедеральное значение. В зависимости от специализации памятники подразделяются на:

  • ботанические;
  • геологические;
  • гидрологические;
  • комплексные.

Отдельно стоящие объекты или комплексы признаются памятниками природы:

  • общефедерального значения – Правительством РФ по представлению Минприроды;
  • регионального значения – органами госвласти субъектов РФ.

Учреждение памятников природы влечет запрет реализации на соответствующей территории всякой хозяйственной деятельности. Учитывая этот факт, в большинстве случаев соответствующие участки изымаются у собственников в порядке ст. 279 Гражданского, главы VII.1 Земельного и ст. 60 Водного кодексов РФ.

Дендрологические парки и ботанические сады

Понятие особо охраняемых природных территорий этого вида содержит ст. 28 Федерального закона РФ № 33-ФЗ. Они определяются как природоохранные госучреждения, созданные для формирования коллекций живых растений и поддержания биоразнообразия.

Дендрарий представляет собой территорию, специально отведенную под культивацию в открытом грунте деревьев, кустарников и лиан. Древесная растительность размещается согласно определенной системе, например, по географическим, систематическим или декоративным признакам. Примыкающая к дендрарию зона, предназначенная для отдыха и рекреации, именуется дендропарком.

Имущество, находящееся на территории дендропарков и ботанических садов, ограничено в гражданском обороте. Управление дендропарками и ботаническими садами может обеспечиваться органами государственной власти федерального уровня, их бюджетными учреждениями, научно-исследовательскими учреждениями и профильными ВУЗами.

Состояние данных земель не может оставаться без изменений. Со временем некоторые из них могут утратить свою первоначальную ценность, из-за которой они и выделены в охраняемую категорию. Например, изменение климата может привести к утрате полезных свойств курортной зоны.

Поэтому перевод такой земли в другую категорию возможен, это предусмотрено законодательством. Для перевода должно быть серьезное обоснование и результат государственной экспертизы, которая подтверждает утрату ценных качеств.

Также может быть переведена в категорию Оопт и земля из категории, например, населенных пунктов или лесного фонда. Благоприятный климат, здоровая атмосфера могут способствовать выведению части лесного массива в зону лечебно-оздоровительную. Как правильно осуществить такой перевод?

Государственные природные биосферные заповедники

Каждой категории особо охраняемых территорий Федеральный закон РФ № 33 отвел по разделу. При этом биосферным заповедникам посвящена всего одна статья (ст. 10).

Это позволяет с уверенностью утверждать, что категории «природные заповедники» и «биосферные заповедники» соотносятся как общее и частное. Биосферными признаются заповедники, включенные в международную систему биосферных резерватов на основании программ под эгидой ЮНЕСКО.

Цель учреждения биосферного заповедника:

  • поддержание природных экосистем в неизменном виде;
  • сохранение биоразнообразия и генофонда соответствующего региона;
  • мониторинг состояния окружающей среды в пределах заповедника и вблизи него.

Биосферные заповедники могут включать полигоны. По общему правилу для их создания используют примыкающие к заповеднику участки. В некоторых случаях под полигоны отводят часть заповедной территории. Биосферные полигоны используются для:

  • научных исследований;
  • экологического мониторинга;
  • апробации и внедрения методик щадящего природопользования.

Правовой режим полигона определяется Положением о биосферном заповеднике. Он может быть дифференцированным и подразумевать разрешение на некоторые способы хозяйствования.

Как можно использовать земли запаса

Земли государственного запаса — участки, назначение которых еще не определено.

В основном эти земли сосредоточены в Сибири, на Крайнем Севере и Дальнем Востоке. Их суммарная площадь — около 100 млн гектаров. В категорию запаса могут перейти деградирующие или загрязненные сельскохозяйственные угодья.

Земли запаса находятся в собственности у государства. Чтобы приобрести и начать использовать такой земельный участок, нужно изменить его категорию. Для этого необходимо предоставить в местные органы власти «Акт о переводе земельного участка из состава земель запаса в другую категорию».

Документ должен содержать:

  • основания для изменения категории;
  • границы, площадь, кадастровый номер и описание местоположения;
  • название текущей и будущей категории.
Читайте также:  Новые правила компенсации ЖКХ вступят в силу с 1 января 2023 года

Поменять категорию земли запаса легче, чем любой другой земли.

Национальные парки учреждаются постановлением Правительства РФ при условии согласия субъектов Федерации на отнесение соответствующих территорий к объектам федеральной собственности. Конкретный национальный парк функционирует на основе положения, утвержденного государственным органом, в ведении которого он находится.

Национальные парки относятся исключительно к объектам федеральной собственности. Земельные участки в границах национальных парков приватизации не подлежат. Здания, сооружения, историко-культурные и другие объекты недвижимости закрепляются за национальными парками на праве оперативного управления. В отдельных случаях в границах национальных парков могут находиться земельные участки иных пользователей, а также собственников. Национальные парки имеют исключительное право приобретения названных земель за счет федерального бюджета и иных, не запрещенных законом источников.

Дендрологические парки и ботанические сады

Дендрологические парки и ботанические сады признаются природоохранными учреждениями. В их задачи входят создание специальных коллекций растений в целях сохранения разнообразия и обогащения растительного мира, а также осуществление научной, учебной и просветительской деятельности.

Территории дендрологических парков и ботанических садов предназначаются только для выполнения их прямых задач. Земельные участки передаются в бессрочное (по- стоянное) пользование дендрологическим паркам, ботаническим садам, а также научно-исследовательским или образовательным учреждениям, в ведении которых находятся дендрологические парки и ботанические»сады..

Находящиеся на балансе дендрологических парков и ботанических садов здания, сооружения и помещения приватизации не подлежат.

Дендрологические парки и ботанические сады могут быть федерального и регионального значения. Они образуются соответственно решениями исполнительных органов государственной власти Российской Федерации и субъектов Федерации.

На территориях дендрологических парков и ботанических садов запрещается всякая деятельность, не связанная с выполнением их задач и влекущая за собой нарушение сохранности флористических объектов. Территория дендрологического парка и ботанического сада может подразделяться на:

а) экспозиционную, посещение которой разрешается в порядке, определенном дирекциями дендрологических парков и ботанических садов;
б) научно-экспериментальную, доступ в которую имеют только научные сотрудники дендрологических парков и ботанических садов, а также специалисты других научно- исследовательских учреждений;
в) административную.

Задачи, научный профиль, особенности правового положения, организационное устройство, особенности охраны конкретного дендрологического парка и ботанического сада определяются в положениях о них, утверждаемых органами исполнительной власти, принявшими решение об образовании этих учреждений.

На сегодняшний день, вот какие категории существуют на карте в РФ:

  • Государственные заповедники, включая понятие биосферных.
  • Парки, как природные, так и национальные.
  • Заказники государственного уровня.
  • Памятники.
  • Парки, представляющие собой ценность с точки зрения дендрологии и сады ботанические.

Этот список далеко не полный. Существуют и классифицируются еще и другие территории, как крупные, так и незначительные по своей площади. Причем, управление ими может находиться, как под юрисдикцией Правительства России, так и под органами исполнительной власти различных субъектов и органов местного самоуправления.

Эти виды включают в себя:

  • Участки земной поверхности на которых расположены объекты садово-паркового искусства, какие-либо памятники, ландшафтные уникальные места, микро заповедники или станции биологических исследований.
  • Также это могут быть участки береговой линии, как морской, так и речной системы.

Для того, чтобы сориентироваться, как обстоит ситуация с землями ООПТ в России на сегодняшний день, необходимо рассмотреть полный список таких образований.

Историко-культурная ценность

В данную группу относятся земельные участки, на которых размещены памятники, истории, культуры, архитектуры, ландшафтного искусства, военные захоронения и другие объекты, сохранность которых имеет большое значение для истории и культурного наследия государства.

На таких землях не проводится хозяйственная деятельность, здесь нельзя заниматься работами, которые могут принести вред охраняемой земле и объектам на ней. Правовой режим относительно такой земли обязателен для соблюдения физическими и юридическими лицами.

Если у такого участка есть собственник, он обязан охранять культурное и историческое наследие, принимать меры по его защите от вандализма.

ВНИМАНИЕ! Когда собственник земли с историко-культурным значением не занимается ее охранной, такую землю могут у владельца изъять. Такое положение предусмотрено Федеральным Законом под номером 78 (статья 54).

Государственные природные биосферные заповедники

Каждой категории особо охраняемых территорий Федеральный закон РФ № 33 отвел по разделу. При этом биосферным заповедникам посвящена всего одна статья (ст. 10).

Это позволяет с уверенностью утверждать, что категории «природные заповедники» и «биосферные заповедники» соотносятся как общее и частное. Биосферными признаются заповедники, включенные в международную систему биосферных резерватов на основании программ под эгидой ЮНЕСКО.

Цель учреждения биосферного заповедника:

  • поддержание природных экосистем в неизменном виде;
  • сохранение биоразнообразия и генофонда соответствующего региона;
  • мониторинг состояния окружающей среды в пределах заповедника и вблизи него.

Биосферные заповедники могут включать полигоны. По общему правилу для их создания используют примыкающие к заповеднику участки. В некоторых случаях под полигоны отводят часть заповедной территории. Биосферные полигоны используются для:

  • научных исследований;
  • экологического мониторинга;
  • апробации и внедрения методик щадящего природопользования.

Правовой режим полигона определяется Положением о биосферном заповеднике. Он может быть дифференцированным и подразумевать разрешение на некоторые способы хозяйствования.

Для организации физкультуры и познавательного туризма допускается размещение на территории биосферных полигонов объектов капитального строительства и сопутствующей инфраструктуры.


Похожие записи:

Напишите свой комментарий ...