Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «МРОТ (минимальный размер оплаты труда) c 1 января 2021 года». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Порой возникают ситуации, когда головной офис компании (организации, ООО) находится в одном регионе, а филиал в другом. Поскольку величина МРОТ в регионах может различаться, то возникает вопрос: на какой именно ориентироваться при формировании фонда оплаты труда?
МРОТ в правилах Трудового Кодекса
Согласно ст. 133 ТК РФ, МРОТ должен соответствовать нескольким обязательным условиям:
- МРОТ един на всем пространстве РФ, то есть является федеральным, а не региональным показателем;
- в бюджетных сферах МРОТ выплачивается за счет средств бюджета соответствующего уровня, а в других структурах – за счет работодателя;
- месячная заработная плата сотрудника любого уровня (не ставка или оклад, а зарплата с учетом стимуляций и компенсаций) не имеет права быть меньше законодательного МРОТ;
- МРОТ не может не достигать величины прожиточного минимума (сегодня это условие не соблюдается, поэтому продолжается постепенное повышение МРОТ).
Последствия выплаты заработной платы меньше уровня МРОТ
Напомним, что в соответствии со ст. 133 ТК РФ минимальная заработная плата сотрудника, полностью отработавшего месяц, должна соответствовать уровню МРОТ.
Однако, на основании ст. 129 ТК РФ допускается, что оплата труда меньше МРОТ может быть установлена только для персонала, который работает на условиях неполного рабочего времени, или совместителей.
Если с учётом всех надбавок и выплат заработная плата сотрудника за полный месяц не дотягивает до величины МРОТ, то необходимо произвести дополнительную оплату.
Работодатель должен осознавать, что если он не будет придерживаться величины МРОТ при формировании фонда оплаты труда, то Трудовая инспекция может применить в отношении него следующие штрафные санкции на основе ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ:
Случай установления нарушения | Штрафные санкции, рублей | |
для должностных лиц | для юрлица | |
Первичный | 10 000 – 20 000 руб. | 30 000 – 50 000 руб. |
Повторный | 20 000 – 30 000 руб. | 50 000 – 100 000 руб. |
Минимальная зарплата и неполный рабочий день.
Неполный рабочий день (смена) или неполная рабочая неделя может устанавливаться для работника по соглашению с работодателем в соответствии со ст. 93 ТК РФ. При работе на условиях неполного рабочего времени оплата труда работника производится пропорционально отработанному им времени или в зависимости от выполненного им объема работ. Таким образом, из норм закона можно сделать вывод, что сравнивать с уровнем МРОТ и МЗП следует заработок сотрудников, принятых в организацию на полную ставку. Если же работник принят на работу на 0,5 ставки, для него заработок с соответствующими доплатами и компенсациями не должен составлять менее 0,5 МРОТ или 0,5 МЗП.
Аналогичным образом следует исходить из определения минимального уровня заработной платы внутренних совместителей, которые отрабатывают норму рабочего времени из расчета 1,5 ставки. Заработок таких сотрудников сопоставляется с полуторными МРОТ и МЗП.
Административная ответственность.
Установление заработной платы в размере менее предусмотренного трудовым законодательством является административным правонарушением согласно ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ. Для организаций максимальная сумма штрафа по этой статье составляет 50 000 руб., повторное нарушение увеличивает ее до 100 000 руб.
Поскольку ст. 133 и 133.1 ТК РФ четко определяют круг лиц, которые при определении размера заработка должны ориентироваться на уровень МРОТ либо МЗП, следует утверждать, что коммерческие организации, являющиеся участниками региональных соглашений, должны соблюдать требование об обеспечении уровня заработка своих работников не ниже уровня МЗП. В обратном случае сами компании или их должностные лица будут оштрафованы, даже если зарплата сотрудников соответствует величине федерального МРОТ.
В суде работодатель, обосновывая свои действия, ссылался на то, что установление должностного оклада сотрудника ниже размера минимальной заработной платы не противоречит действующему законодательству.
Согласно положению об оплате труда сотрудников организации, их зарплата включала в себя оклад, повышающие коэффициенты к окладу, а также компенсационные и стимулирующие выплаты.
Помимо оклада сотруднице в соответствии с локальными актами работодателя полагались следующие надбавки: сельский коэффициент — 25%, надбавка за стаж — 30%, премия 13,5%, а также районный коэффициент — 25%.
Повышающий коэффициент за работу в сельской местности начислялся на оклад, затем на него начислялись компенсационные и стимулирующие выплаты, а именно — ежемесячная премия, надбавка за стаж, доплата до МРОТ, после чего производилось начисление районного коэффициента в размере 25%.
С учетом всех этих выплат итоговая зарплата сотрудницы превышала установленный законом МРОТ. Следовательно, работодатель не допускал никаких нарушений трудовых прав работницы.
Комментарии к ст. 133 ТК РФ
1. В Рекомендации N 135 МОТ «Об установлении минимальной заработной платы с особым учетом развивающихся стран» (1970 г.) содержится ряд правил, помогающих определить минимальную заработную плату.
Установление минимальной заработной платы может быть одним из элементов политики, направленной на борьбу с нищетой и на обеспечение удовлетворения потребностей всех трудящихся и их семей.
Основной целью установления минимальной заработной платы должно быть предоставление лицам, работающим по найму, необходимой социальной защиты в отношении минимально допустимых уровней заработной платы.
При определении уровня минимальной заработной платы необходимо принимать во внимание в числе других следующие критерии:
а) потребности трудящихся и их семей;
б) общий уровень заработной платы в стране;
в) стоимость жизни и изменения в ней;
г) пособия по социальному обеспечению;
д) сравнительный уровень жизни других социальных групп;
е) экономические факторы, включая требования экономического развития, уровень производительности труда и желательность достижения и поддержания высокого уровня занятости.
При установлении минимальной ставки целесообразно консультирование по вопросам:
а) отбора и применения критериев для определения уровня минимальной заработной платы;
б) определения ставки или ставок минимальной заработной платы;
в) регулирования время от времени ставки или ставок минимальной заработной платы;
г) проведения в жизнь законодательства о минимальной заработной плате;
д) сбора данных и проведения исследований для информирования органов власти, занимающихся установлением минимальной заработной платы.
2. Федеральный закон от 24 октября 1997 г. N 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» создал правовую основу для определения прожиточного минимума и его учета при установлении гражданам РФ государственных гарантий получения минимальных денежных доходов и при осуществлении других мер социальной защиты.
Потребительская корзина — минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности.
Прожиточный минимум — стоимостная оценка потребительской корзины, а также обязательные платежи и сборы.
Семья — лица, связанные родством и (или) свойством, совместно проживающие и ведущие совместное хозяйство.
Основные социально-демографические группы населения — трудоспособное население, пенсионеры, дети.
Среднедушевой доход семьи (одиноко проживающего гражданина) — совокупная сумма доходов каждого члена семьи (одиноко проживающего гражданина), деленная на число всех членов семьи.
Прожиточный минимум в целом по Российской Федерации устанавливается (ст. 2 указанного Федерального закона) для:
оценки уровня жизни населения при разработке и реализации социальной политики и федеральных социальных программ;
обоснования устанавливаемых на федеральном уровне МРОТ, а также для определения устанавливаемых на федеральном уровне размеров стипендий, пособий и других социальных выплат;
формирования федерального бюджета.
Прожиточный минимум в субъектах РФ предназначается для:
оценки уровня жизни населения соответствующего субъекта РФ при разработке и реализации региональных социальных программ;
оказания необходимой государственной социальной помощи малоимущим гражданам;
формирования бюджетов субъектов РФ.
Потребительская корзина для основных социально-демографических групп населения в целом по Российской Федерации и в субъектах РФ определяется не реже 1 раза в 5 лет на основе методических рекомендаций, разрабатываемых с участием общероссийских объединений профсоюзов (ст. 3 Закона), которые утверждаются Правительством РФ.
Методические рекомендации по определению потребительской корзины для основных социально-демографических групп населения в целом по Российской Федерации и в субъектах РФ утв. Постановлением Правительства РФ от 17 февраля 1999 г. N 192.
Потребительская корзина в целом по Российской Федерации устанавливается Федеральным законом от 31 марта 2006 г. N 44-ФЗ «О потребительской корзине в целом по Российской Федерации» в следующих составе и объемах (в натуральных показателях) (см. ст. 1 указанного Закона — не приводится).
Действие вышеназванного Закона распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2005 г.
В субъектах РФ потребительская корзина устанавливается законодательными (представительными) органами субъектов РФ с учетом природно-климатических условий, национальных традиций и местных особенностей потребления продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг основными социально-демографическими группами населения.
Методика исчисления величины прожиточного минимума в целом по Российской Федерации утв. Постановлением Минтруда России и Госкомстата России от 28 апреля 2000 г. N 36/34.
Величина прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации и в субъектах РФ определяется ежеквартально на основании потребительской корзины и данных Росстата об уровне потребительских цен на продукты питания, непродовольственные товары и услуги и расходов по обязательным платежам и сборам.
Величина прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации устанавливается Правительством РФ, в субъектах РФ — в порядке, установленном законами субъектов РФ.
Семья (одиноко проживающий гражданин), среднедушевой доход которой (доход которого) ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте РФ, считается малоимущей (малоимущим) и имеет право на получение социальной поддержки.
Условия и порядок предоставления социальной поддержки малоимущим семьям (гражданам) устанавливаются в соответствии с законодательством субъектов РФ.
Порядок исчисления среднедушевого дохода семьи (одиноко проживающего гражданина) устанавливается федеральным законом.
О государственной социальной помощи см. Федеральный закон от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ.
Порядок учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи установлен в Федеральном законе от 5 апреля 2003 г. N 44-ФЗ.
Сведения о прожиточном минимуме на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации и в субъектах РФ публикуются ежеквартально в официальных изданиях Правительства РФ и официальных изданиях органов исполнительной власти субъектов РФ.
3. В числе международно-правовых актов, регулирующих процесс установления минимальной заработной платы, следует назвать прежде всего Конвенцию N 131 МОТ «Об установлении минимальной заработной платы с особым учетом развивающихся стран» (1970 г.). Она предусматривает обязанность ратифицировавшей ее страны ввести систему определения минимальной заработной платы. В Конвенции говорится о том, что минимальная заработная плата имеет силу закона и не подлежит понижению при установлении размера оплаты труда работодателем конкретным работникам. Национальное законодательство должно содержать санкции уголовного и иного порядка в отношении ответственных лиц, допустивших нарушение данного предписания.
4. МРОТ установлен с 1 января 2009 г. в размере 4330 руб. в месяц.
5. Постановлением Правительства РФ от 19 ноября 2008 г. N 860 установлена величина прожиточного минимума в целом по Российской Федерации за II квартал 2008 г. в расчете на душу населения 4646 руб., для трудоспособного населения — 5024 руб., пенсионеров — 3694 руб., детей — 4448 руб.
6. Постановлением правительства Москвы от 11 ноября 2008 г. N 1021-ПП установлена величина прожиточного минимума в г. Москве за III квартал 2008 г. в расчете на душу населения в размере 6597 руб., для трудоспособного населения — 7456 руб., пенсионеров — 4533 руб., детей — 5698 руб.
Для тех, кто открывает свой бизнес
Тем, что только делает свои первые шаги в бизнесе, Лайтбокс предлагает свою помощь и консультации в этом начинании. Мы поможем вам:
-
Открыть и зарегистрировать ИП или ООО;
-
Выбрать банк и расчетно-кассовое обслуживание по выгодным тарифам;
-
Выбрать современное многофункциональное кассовое оборудование из широкой линейки моделей Лайтбокс;
-
Запустить продажи и автоматизировать торговлю, складской учет, подключить систему удаленного контроля за работой торговых точек.
-
Перевести бизнес в онлайн и открыть собственный интернет-магазин;
-
Организовать свою службу доставки;
-
Предоставим качественный сервис и услуги круглосуточной техподдержки;
-
Поможем с интеграцией с платежными системами, системами электронного документооборота и бухгалтерскими сервисами.
Максимальный размер заработной платы в РФ
Если о минимальной заработной плате в РФ в ТК РФ рассказано довольно подробно, то о ее максимуме законодатель кратко упомянул, что «…максимальным размером не ограничиваются, за исключением случаев, предусмотренных в ТК РФ» (ст. 132 ТК РФ).
В той же норме поясняется, что оплата труда дифференцируется в зависимости от квалификации работника, сложности выполняемых задач и общего объема работ. Какая-либо дискриминация при установлении зарплаты запрещена.
В ст. 145 ТК РФ говорится о максимальном размере заработной платы, установленном для отдельных категорий работников:
- руководителей;
- их заместителей и главных бухгалтеров;
- трудящихся в ФСС, ФФОМС, государственных и муниципальных предприятиях и учреждениях и т. п.
При расчете зарплаты, помимо нового МРОТ минимального в России и региональной минималки. Сейчас придется ориентироваться еще на один лимит – минимальный размер часовой ставки (МРЧС). Сумму новой минималки депутаты уже установили. Еще важно, что сегодня МРОТы в России утверждаются раз в год.
Величина нового МРОТ в РФ по зарплате. Сотрудникам запретят платить меньше 150 рублей в час. Закон об этом уже утвердили чиновники. Сейчас при нынешнем МРОТ в 15 279 рублей часовая ставка при 40-часовой рабочей неделе составляет 75 рублей в час.
Нововведение коснется тех компаний, кто привлекает работников на неполное рабочее время на срок до 3 месяцев. Эта мера направлена на борьбу с теневой оплатой труда. И защиту интересов работодателей и работников. Которые временно работают на условиях неполного рабочего времени.
Ответственность работодателя за начисление зарплаты ниже минимальной
На работодателя, нарушившего право работника на зарплату не меньше МРОТ, трудовой инспекцией и иными уполномоченными органами будут наложены серьезные штрафы (ст. 5.27 КоАП РФ).
Если работодатель — юрлицо:
- при нарушении законодательства в первый раз — 30 000–50 000 рублей;
- при повторном факте правонарушения — 50 000–70 000 рублей.
На должностных лиц (директора, бухгалтера) также применяются штрафные санкции:
- при первом нарушении — 1000–5000 рублей;
- при аналогичном повторном нарушении — 10 000–20 000 рублей или дисквалификация с должности до трех лет.
Какая зарплата должна быть у сотрудников с учетом нового МРОТ в 2021 году
Размер МРОТ в 2021 году для работодателей означает необходимость контролировать выплаты сотрудникам. Если те отработали всю норму времени, выполнили полностью все обязательства, то должны получать зарплату не ниже определённого уровня. И у данного уровня есть несколько значений.
Непосредственно значение МРОТ определяется на федеральном уровне. И в первую очередь надо ориентироваться на эти показатели. Федеральный МРОТ 2021 года — это общий показатель. Однако существуют значения по регионам и даже по отраслям. Всё это надо учитывать в комплексе.
В частности, МРОТ с 01.01 2021 года в России будет составлять 12 тысяч 792 рубля. Причём в регионах устанавливается отдельная величина минимальной зарплаты. Она фиксируется на уровне субъектов РФ специальными соглашениями. Согласно статье 133 ТК РФ МРОТ традиционно больше федерального.
Для отдельных отраслей существуют свои стандарты по выплатам. Они обозначаются в соответствующем соглашении. Тексты последних публикуются на сайте министерства труда РФ и в ряде официальных изданий. За всем этим желательно следить.
МРОТ при работе в выходные и праздничные дни
Трудовой Кодекс включает специальные статьи, посвященные работе в праздники, выходные, а также в ночные часы. Это время рассчитывается и оплачивается сверх норм труда, установленных для данной должности. Соответственно и в МРОТ переработки не включаются. Не входят в состав МРОТ выплаты за дополнительно отработанное время (если младший воспитатель работает на полторы ставки, «минималка» рассчитывается исходя из одной ставки).
За сверхурочные часы полагается оплата в 1,5-2 раза дороже обычных (статья 152 ТК РФ), а за выход в праздники или выходные – двойной размер оплаты. Работа в ночное время оплачивается в соответствии с нормативами на каждом предприятии, но обязательно в повышенном размере (не менее, чем на 20%) по сравнению с дневной. Разница тоже не учитывается в МРОТ.
Таблица МРОТ по регионам с 1 января 2023 года с учетом районного коэффициента
Таблица сформирована при учете районного коэффициента и особых условий регионов.
В особые условия входят трехсторонние соглашения между работниками, профсоюзом и администрацией и постановления территориальных правительственных органов исполнительной власти.
Регион | Районный коэффициент | Особые условия | Итоговая сумма МРОТ, руб. |
Алтайский край | 1,15 | — | 13 000 |
Амурская область | 1,2 | — | 14 556 |
Архангельская область | 1,4 | — | 16 982 |
Астраханская область | — | — | 12 130 |
Белгородская область | — | — | 12 130 |
Брянская область | — | — | 12 130 |
Владимирская область | — | — | 12 130 |
Волгоградская область | — | — | 12 130 |
Вологодская область | — | 1,2 от прожиточного минимума | минимум 12 130 |
Воронежская область | — | — | 12 130 |
Еврейская автономная область | — | Минимальная оплата труда, включая районный коэффициент 12 000,00 для всех работников | 12 130 |
Забайкальский край | 1,2 | — | 14 556 |
Коралский район Забайкальского края | 1,2 | — | 14 556 |
Ивановская область | — | — | 12 130 |
Иркутская область | 1,3 | — | 15 769 |
Кабардино- Балкарская Республика | — | — | 12 130 |
Калининградская область | — | — | 12 130 |
Калужская область | — | — | 12 130 |
Камчатский край | 1,8
1,6 |
— | 21 834
19 408 |
Капитанские острова | 2 | — | 24 260 |
Алеутские острова | 1,8 | Минимальная оплата труда, включая районный коэффициент 21834 руб. для всех работников | 21 834 |
Корякский округ | 1,8 | Минимальная оплата труда, включая районный коэффициент 19177,00 для всех работников | 21 834 |
Карачаево-Черкесская Республика | — | — | 12 130 |
Кемеровская область | 1,3 | — | 15 769 |
Кировская область | — | — | 12 130 |
Костромская область | — | — | 12 130 |
Краснодарский край | — | — | 12 130 |
Красноярский край | 1,3 | — | 15 769 |
Норильск | 1,8 | — | 21 834 |
Курганская область | 1,15 | — | 13949,5 |
Курская область | — | — | 12 130 |
Ленинградская область | — | 12 130 | |
Липецкая область | — | — | 12 130 |
Магаданская область | 1,7 | — | 20 621 |
Москва | — | — | 20 195 |
Московская область | — | — | 15 000 |
Мурманская область | 1,5 | Надбавки:
г. Мурманск-140 — 1,8 пгт. Туманный — 1,7 Остальная обл. — 1,4 |
32751 |
Ненецкий автономный округ | 1,8 | Надбавки:
севернее Полярного круга — 1,8; |
39 301,2
37 117,8 |
Нижегородская область | — | — | 12 130 |
Новгородская область | — | — | 12 130 |
Новосибирская область | 1,25 | — | 15162,5 |
Омская область | 1,15 | — | 13949,5 |
Оренбургская область | 1,15 | — | 13949,5 |
Орловская область | — | — | 12 130 |
Пензенская область | — | — | 12 130 |
Пермский край | 1,15 | — | 13949,5 |
Приморский край | 1,3 | — | 15 769 |
Псковская область | — | — | 12 130 |
Республика Адыгея | — | — | 12 130 |
Республика Алтай | 1,25 | — | 15162,5 |
Республика Башкортостан | 1,15 | — | 13949,5 |
Республика Бурятия | — | — | 12 130 |
Республика Дагестан | — | — | 12 130 |
Республика Ингушетия | — | — | 12 130 |
Республика Калмыкия | 1,3 | — | 15 769 |
Республика Карелия | 1,15 | — | 13949,5 |
Республика Коми | 1,2 | — | 13 359,60 |
Республика Крым | — | — | 12 130 |
Республика Марий Эл | — | — | 12 130 |
Республика Мордовия | — | — | 12 130 |
Республика Саха (Якутия) | в зависимости от территории 1,4 — 2,0 | По закону Якутии от 18.05.05 № 475-III + от 10-80% надбавка к зарплате в зависимости от выслуги лет. | 18680,2 — 43668 |
Республика Северная Осетия – Алания | — | — | 12 130 |
Республика Татарстан | — | — | 12 130 |
Республика Тыва | 1,4 | — | 16 982 |
Республика Хакасия | 1,3 | — | 15 769 |
Ростовская область | — | — | 12 130 |
Рязанская область | — | — | 12 130 |
Самарская область | — | — | 12 130 |
Санкт-Петербург | — | Минимальная оплата труда 17 000 руб. | 17 000,00 |
Саратовская область | — | — | 12 130 |
Сахалинская область | 1,6-2,0 | В зависимости от района максимальная надбавка 0,5-2,6 | 25473 — 55798 |
Свердловская область | — | — | 12 130 |
Севастополь | — | — | 12 130 |
Смоленская область | — | — | 12 130 |
Ставропольский край | — | — | 12 130 |
Тамбовская область | — | — | 12 130 |
Тверская область | — | — | 12 130 |
Томская область | 1,3 | — | 15 769 |
Тульская область | — | — | 12 130 |
Тюменская область | 1,15 | — | 13949,5 |
Удмуртская Республика | 1,15 | — | 13949,5 |
Ульяновская область | — | — | 12 130 |
Хабаровский край | 1,3 | Минимальная оплата труда, включая районный коэффициент 12 480,00 для всех работников | 15 769 |
Ханты- Мансийский автономный округ – Югра | 1,7 | — | 18 977,10 |
Челябинская область | 1,15 | — | 13949,5 |
Чеченская Республика | — | — | 12 130 |
Чувашская Республика | — | — | 12 130 |
Чукотский автономный округ | 2 | — | 24260 |
Ямало-Ненецкий автономный округ | 1,5-1,8 | Надбавка от 10-60% в зависимости от проживания и выслуги лет | 20014,5 — 34934,4 |
Ярославская область | — | — | 12 130 |
При полной выработке месячной нормы рабочего времени зарплата каждого сотрудника за отработанный месяц не должна быть меньше МРОТ (ст. 133 ТК). С июня МРОТ = 15 279 р., соответственно, начиная с этого времени каждому в таком случае должны платить как минимум по 15 279 р. В зависимости от наличия (отсутствия) регионального соглашения минималку определяют так:
Региональное соглашение (РС) о минималке 2022 г. |
Какой должна быть минималка (руб.) |
РС отсутствует |
|
---|---|
РС с минималкой меньше 15 279 |
15 279 |
РС с минималкой от 15 279, организация участвует в соглашении |
по РС |
РС с минималкой больше 15 279, организация в нем не участвует |
15 279 (с последующим увеличением) |