Персональные данные: изменения с 1 марта 2023 года

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Персональные данные: изменения с 1 марта 2023 года». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

У операторов появится новая обязанность: взаимодействовать с ГОССОПКА и информировать госорганы о компьютерных инцидентах, которые повлекли утечку персональных данных. В отношении ГОССОПКА пока не ясно, что именно будут требовать от операторов персональных данных. Порядок взаимодействия и обязанности должна будет установить ФСБ.

Новые требования к согласию на обработку персональных данных

Появились дополнительные критерии, которым должно соответствовать согласие на обработку персональных данных.

Теперь оно должно быть не только конкретным, информированным и сознательным, а еще и предметным и однозначным. Однако Роскомнадзор уже давно указывает на то, что субъект данных должен выразить согласие однозначным действием. Поэтому поправка лишь закрепляет подход, который есть в практике.

Ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»

Еще один подход, который уже давно выработала практика, но который теперь есть в законе: запрет отказывать в услуге из-за того, что гражданин не предоставил биометрические данные или согласие на их обработку.

Предоставление биометрических персональных данных не может быть обязательным. Какие требования теперь есть к поручению на обработку данных Теперь в поручении оператора на обработку данных должен быть перечень персональных данных.

Операторам придется выбирать: указывать широкие общие или четкие узкие категории данных. Каждый из вариантов несет свой риск. Так, в первом случае есть вероятность, что практика не будет толковать категории так же широко, как оператор и обработчик данных. Но если выбрать наиболее детальные категории, поручение вероятно придется часто редактировать, поскольку объем данных может меняться.

Ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»

В поручение оператора на обработку персональных данных необходимо включать и обязанности обработчика: во-первых, соблюдать требования, предусмотренные частью 5 статьи 18 и статьей 18.1 Закона о персональных данных, во-вторых, предоставлять по запросу оператора в течение срока действия поручения информацию, подтверждающую принятие мер и соблюдение установленных требований, в- третьих, информировать Роскомнадзор об инцидентах.

Кроме того, теперь, если оператор поручает обработку иностранному лицу, ответственность за его действия перед субъектом данных будут нести и оператор, и обработчик. Такая поправка повысит внимание Роскомнадзора к иностранным компаниям.

Подотчетным станет сбор персональных данных:

  • в ходе трудовых отношений,
  • при заключении договоров с мобильными операторами, общественными объединениями или религиозными организациями, государственными автоматизированными информационными системами,
  • уже упомянутых ФИО,
  • даже если люди дают согласие на сбор и обработку своих персональных данных. Поэтому мы так часто должны были ставить галочки в окошках согласия на обработку данных: это снимало с компаний обязанность отчитываться перед Роскомнадзором, но с 1 сентября 2022 года наше согласие перестанет что-то значит и требовать его с нас не будет смысла,
  • для выдачи пропуска (в том числе одноразового) на территорию или в здание (с 1 сентября 2022 года это становится незаконным, если организация не уведомила Роскомнадзор о сборе персональных данных).

Какие ещё изменения произошли

  1. Запрещена биометрическая обработка персональных данных несовершеннолетних.
  2. Работник вправе добровольно отказаться от биометрической обработки персональных данных.
  3. Обработка личных данных осуществляется оператором только с согласия.
  4. Сотрудник вправе запросить сведения о том, как оператор обрабатывает личные данные и какая информация о нём хранится. Работодатель обязан ответить в течение 10 рабочих дней. При уважительной причине работодатель вправе увеличить срок ответа ещё на 5 рабочих дней.
  5. В течение 24 часов работодатель обязан сообщить об утечке персональных данных в Роспотребнадзор, а в течение 72 часов провести расследование инцидента и сообщить о его результатах. Указать виновных и принятые меры.

Контроль и ответственность операторов персональных данных за нарушения

Роскомнадзор контролирует операторов персональных данных в рамках контрольных мероприятий трёх типов:

  • инспекционный визит;
  • документарную проверку;
  • выездную проверку.

За невыполнение обязанностей, предусмотренных Федеральным законом от 27.07.2006 N 152-ФЗ “О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами, организацию могут привлечь к административной ответственности. Например, максимальный штраф для организации:

  • за невыполнение в установленные сроки требования субъекта персональных данных (его представителя) либо Роскомнадзора об уточнении персональных данных в случае, когда они являются неполными, устаревшими, неточными, составляет 90 тыс. руб., за повторное правонарушение – 500 тыс. руб. (ч. 5, 5.1 ст. 13.11 КоАП РФ);
  • за невыполнение при сборе персональных данных, в том числе посредством информационно-телекоммуникационной сети Интернет, обязанности обеспечить, в частности, хранение персональных данных граждан РФ с использованием баз данных, находящихся на территории РФ, составляет 6 млн руб., за повторное правонарушение – 18 млн руб. (ч. 8, 9 ст. 13.11 КоАП РФ).
    Если действия физлица содержат признаки преступления, то его могут привлечь к уголовной ответственности.
Читайте также:  Оформление загранпаспорта через Госуслуги в феврале 2023 года

Как передать обработку ПД третьим лицам

Операторы при определённых условиях могут поручить обработку ПД третьим лицам (ч. 3 ст. 6 Закона № 152-ФЗ). Для этого нужно заключить соответствующий договор. Также обработка может производиться на основе акта государственного или муниципального органа или на основании поручения оператора персональных данных.

В акте необходимо указать:

  • перечень обрабатываемых персональных данных;
  • обязанность третьего лица предоставлять по запросу оператора ПД в течение срока действия поручения документы и иную информацию, подтверждающую осуществление мер и соблюдение требований по их защите;
  • обязанность третьего лица соблюдать требования ч. 5 ст. 18, ст. 18.1 Закона № 152-ФЗ, возлагаемые на оператора ПД;
  • обязанность третьего лица уведомить оператора ПД о случаях неправомерной или случайной передачи персональных данных в сроки, установленные ч. 3.1 ст. 21 Закона № 152-ФЗ (в те же сроки оператор обязан уведомить об инциденте Роскомнадзор).

Практически на любом предприятии есть система охраны и видеонаблюдения, а также ограничения доступа на территорию либо в отдельные помещения. В качестве идентификатора лиц, которые имеют право находиться в определенных зонах или выполнять определенные действия, выступают, как правило, фотографии, отпечатки пальцев или рисунок сетчатки глаза. Эти и другие физиологические особенности входят в категорию биометрических ПДн, а их использование в обязательном порядке требует получения письменного согласия владельцев. Документ не требуется только, если речь идет об использовании данных в целях обеспечения государственной безопасности, работы госструктур, а также осуществлении правоохранительной деятельности.

Работая с такими сведениями, оператору нужно брать в расчет ограничение по условиям обработки — их разрешено собирать, дополнять, хранить и т.д. только до тех пор, пока не достигнута цель обработки или не прошел срок, прописанный в подписанном субъектом разрешении.

Кто и зачем собирает биометрию

Собирать биометрию начали не ради чипирования людей, как опасаются многие граждане, которые не знают, что собой представляет эта технология. Да, эти данные будут использоваться для идентификации человека, но только в цифровом формате. Это невероятно удобно, в первую очередь, для человека.

Теперь не придется стоять долгие очереди и собирать сотни бумажек, чтобы получить какой-то банковскую или любую другую услугу. Все можно сделать удаленно, а чтобы подтвердить свою личность, достаточно биометрическихданных, обработка которых может заменить недельную бумажную волокиту. Они только ваши, поэтому получить доступ к сведениям не сможет никто кроме вас. И не нужны никакие дополнительные защитные функции и т.п.

Рассмотрим для примера один из самых распространенных случаев – когда гражданин берет кредит. Раньше, чтобы одолжить в банке деньги, нужно было прийти в банк, принести не одну сотню бумажек. Это стоило времени и усилий. Благодаря биометрии процедура стала доступной удаленно.

Ещё одно очень важное преимущество биометрии – упрощенная процедура поездок в другие страны. Например, с биометрическими документами не нужно стоять на паспортном контроле. Биометрический документ – персональный. Его невозможно подделать. В некоторых странах уже можно не проходить контроль, если у вас есть биометрический паспорт.

Чтобы пройти процедуру и легально передвигаться по стране, потребуется подойти к датчику (это специальный прибор). Приложите к нему персональный биометрический паспорт. Теперь нужно отсканировать сетчатку глаза. Если система считала ваши данные, и человек попал в страну легально, он может свободно идти куда захочет.

Биометрия – это способ получать услуги быстрее и безопаснее, используя персональный набор физиологических качеств. Пока технология только набирает популярность, но происходит это стремительно. Придется в скором темпе адаптироваться.

Биометрические данные граждан при изменении внешности

Внешность человека имеет свойство меняться в силу возраста, травм или операций. Если хотите, чтобы система исправно работала даже после таких трансформаций, персональные данные в ней нужно менять. Стандартный срок – раз в три года.

Внеурочно зарегистрироваться придется, если внешность изменилась сильно и обработкаперсональных данных невозможна. Например, после пластической операции, травмы. Если просто отрастили бороду – сбоя не возникнет. Также придется вносить обновленные данные, если сильно охрипли – система не считает изменившийся голос. Конечно, можно подождать пока голос не вернет свой привычный тембр, но если этого не происходит, придется идти в банк, подтверждать свою личность и новый голос.

Закон не имеет границ

Новой нормой (ч. 1.1. ст. 1), дополнившей Федеральный закон № 152-ФЗ, закреплен принцип экстерриториальности применения указанного закона. Теперь его требования должны соблюдаться иностранными операторами в случаях, когда они обрабатывают персональные данные наших граждан на основании договора, иных соглашений либо на основании согласия гражданина Российской Федерации на их обработку. Интересно, что данная новелла схожа с аналогичными требованиями европейского законодательства.

Читайте также:  Льготы и пособия матерям одиночкам в Москве (последние новости) в 2023 году

Несмотря на то, что формально новая норма регулирует положение иностранных операторов, ее введение также может косвенно повлиять и на деятельность российских. Ведь теперь компаниям при построении отношений с зарубежными партнерами необходимо будет исходить из новых условий, в частности, принимать меры, чтобы их контрагенты заранее понимали, что обязаны соблюдать требования российского законодательства, когда обрабатывают персональные данные российских граждан.

Особое внимание к случаям утечек

У операторов появилась новая обязанность информировать Роскомнадзор об инцидентах с персональными данными, а именно, о фактах неправомерной или случайной передачи (предоставления, распространения, доступа) персональных данных, повлекшей нарушение прав их субъектов (п. 3.1. ст. 21 152-ФЗ). Для этого был запущен специальный сервис Роскомнадзора.

Действовать операторам придется оперативно, так как уведомление о произошедшем инциденте должно быть направлено в течение двадцати четырех часов с момента его выявления.

При этом уведомление должно содержать не только указание на сам факт утечки, но и сведения о предполагаемых причинах, повлекших нарушение прав субъектов персональных данных, предполагаемом вреде, нанесенном их правам, о принятых мерах по устранению последствий соответствующего инцидента, и др.

Кроме того, в течение семидесяти двух часов оператор должен уведомить Роскомнадзор о результатах внутреннего расследования выявленного инцидента, а также предоставить сведения о лицах, действия которых стали причиной выявленного инцидента (при наличии).

В свете планируемого увеличения административной ответственности за инциденты с персональными данными, операторам данных следует внимательнее относится к их защите, стремиться предотвратить утечки, а не только реагировать на уже произошедшие факты нарушений.

Как уведомить Роскомнадзор о сборе персональных данных

Конкретный срок направления уведомления законодательством не установлен. Главное – уведомить Роскомнадзор до начала обработки тех или иных персональных сведений. Уведомление представляется по форме, утв. приказом Роскомнадзора от 30.05.2017 № 94. Представить его нужно в управление Роскомнадзора по субъекту РФ по месту регистрации компании в налоговом органе. В уведомлении нужно указать (ч. 3 ст. 22 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ):

  • наименование компании (ФИО ИП) и ее адрес;
  • цель обработки персональных данных (например, заключение трудовых договоров);
  • категории персональных данных (в частности, персональные данные, необходимые для оформления трудовых правоотношений);
  • категории субъектов, персональные данные которых обрабатываются (работники компании, покупатели и т.д.);
  • правовое основание обработки персональных данных;
  • перечень действий с персональными данными, общее описание используемых способов обработки персональных данных (например, автоматизированная обработка персональных данных с передачей полученной информации по сети или без таковой, смешанная обработка персональных данных и т.д.);
  • сведения о наличии у компании шифровальных (криптографических) средств и наименования этих средств;
  • ФИО сотрудника, ответственного за организацию обработки персональных данных, номер его контактного телефона, почтовый адрес и адрес электронной почты;
  • предполагаемая дата начала обработки персональных данных;
  • срок или условие прекращения обработки персональных данных;
  • сведения о наличии или об отсутствии трансграничной передачи персональных данных в процессе их обработки;
  • сведения о месте нахождения базы данных информации, содержащей собираемые персональные данные;
  • сведения об обеспечении безопасности персональных данных.

Направить уведомление можно следующими способами:

  • в бумажном виде,
  • в электронном виде с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи,
  • в электронном виде с использованием средств аутентификации ЕСИА.

Проблема защищенности персональных данных от несанкционированного доступа неограниченного круга лиц очень актуальна в России. Анализ инцидентов последних лет – когда персональные данные граждан массово попадали в открытый доступ – говорит о недостаточности существующих законодательных механизмов.

Кроме того, широкое распространение получили сервисы в Интернете, занимающиеся противоправным оборотом персональных данных, где можно приобрести информацию в отношении большинства российских граждан из различных баз данных. Это адреса, недвижимость, паспорта, авиа и железнодорожные перелеты и т. п. Всё это не только нарушает право человека на неприкосновенность частной жизни, гарантированное Конституцией РФ, но и создает реальную угрозу для преступлений и правонарушений. В том числе мошенничества с использованием методов социальной инженерии, заочное оформление кредитов, кибербуллинг и т. п.

Вдобавок законодательство никак не ограничивало выдачу сведений третьим лицам о принадлежащих гражданам объектах недвижимости, включая адреса их мест проживания. В то же время такие сведения – тоже персональные данные, нуждающиеся в соответствующей защищенности.

Подобные нелегальные сервисы преимущественно размещаются в иностранном сегменте Интернета, на который не распространялись требования российского законодательства о персональных данных. При этом законодательство практически не регулировало трансграничную передачу персональных данных, что также создавало существенную угрозу.

Читайте также:  В ГИБДД объяснили, как ездить на машинах с иностранными номерами

Юридические основания

Вопросы о том, какие сведения относятся к рассматриваемой категории рассматриваются в законе № 152-ФЗ, «О персональных данных» от 27 января 2007 года. Основанием для принятия этого нормативного акта является необходимость обеспечения прав и свобод граждан.

В нём применяется очень широкая трактовка того, что представляют собой персональные данные (ПДн). Здесь рассматривается то, какие сведения охраняются, что считается обработкой и по каким правилам она должна происходить.

При этом информация любого характера, имеющая отношение к конкретному лицу подпадает под действие этого закона. Этот нормативный акт регламентирует, то, какая именно обработка такой информации допустима и как она должна храниться.

Что конкретно изменится для бизнеса и покупателей

Если раньше обращение с персональными данными регулировалось «Законом о персональных данных», теперь добавился ещё и закон «О защите прав потребителей».

Покупатель может запросить, с какой целью собираются его персональные данные. Если обращение устное, продавец обязан дать ответ немедленно, если подано письменно, в электронной или иной форме, на разъяснение даётся семь дней. Контролем вопроса займётся Роспотребнадзор.

Когда можно требовать ПД

Персональные данные для заключения договора можно потребовать в двух случаях.

  • Если без них продавец не может выполнить свои обязательства по договору. Например, необходимы адрес и телефон для доставки товара или адрес электронной почты, чтобы отправить на него билеты на мероприятие, если скачать их напрямую с сайта нельзя.
  • В установленных законом случаях. Например, при заключении договора с мобильным оператором, банком, микрофинансовой организацией, при продаже ювелирных украшений на сумму свыше 40 000 рублей.

Когда нельзя

Вне закона окажутся требования предъявить паспорт при возврате денег за товар, указать ФИО или электронную почту при покупке товара. Все эти данные можно получить и использовать только с согласия покупателя.

На сколько оштрафуют

Для бизнеса новый закон выливается в появление ещё одного контролирующего органа в лице Роспотребнадзора и ещё одного возможного штрафа.

За одно нарушение оштрафуют:

  • организацию — от 30 до 50 тысяч рублей;
  • должностное лицо организации и ИП — от 5 до 10 тысяч рублей.

Общедоступные данные по-новому

С 1 марта 2021 года вместо общедоступных данных появилось понятие «персональные данные, разрешенные субъектом персональных данных для распространения» – сведения о субъекте, доступ к которым субъект предоставил неограниченному кругу лиц путем дачи согласия на обработку этих ПД, разрешенных им для распространения в порядке, предусмотренном Законом № 152-ФЗ (ст. 3 Закона № 152-ФЗ).

При этом под распространением персональных данных в новой редакции понимаются действия, направленные на их раскрытие неопределенному кругу лиц.

К сведению: в прежней редакции закона распространением назывались действия, направленные на передачу ПД определенному кругу лиц или на ознакомление с ПД неограниченным кругом лиц, в том числе обнародование в средствах массовой информации, размещение в информационно-телекоммуникационных сетях или предоставление доступа к ПД каким-либо иным способом.

Таким образом, прежде чем разместить для неограниченного круга лиц (на сайте организации, в печатных изданиях, в рекламе и т. д.) персональные данные работника, нужно получить его согласие.

Общедоступные персональные данные

Персональными данными по Закону № 152-ФЗ считается любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту ПД).

На передачу или распространение данных о ком-либо требуется согласие их субъекта, за исключением случаев, установленных законодательством (согласие не требуется при передаче ПД определенным органам и в определенных случаях).

К сведению: не требуется согласие работника на передачу персональных данных третьим лицам в целях предупреждения угрозы жизни и здоровью работника, в ФСС, ПФ РФ, налоговые органы, военные комиссариаты, прокуратуру, правоохранительные органы, ГИТ, суд (Разъяснения Роскомнадзора «Вопросы, касающиеся обработки персональных данных работников, соискателей на замещение вакантных должностей, а также лиц, находящихся в кадровом резерве»).

Ранее в Законе № 152-ФЗ было такое определение: общедоступные персональные данные – это ПД, доступ неограниченному кругу лиц к которым предоставлен с согласия субъекта ПД или на которые в соответствии с федеральными законами не распространяется требование соблюдения конфиденциальности. То есть эти данные размещались их субъектом или с его согласия в общедоступных источниках. Статья 8 Закона № 152-ФЗ относит к таким источникам справочники, адресные книги. Это также могут быть социальные сети и другие интернет-ресурсы.

К общедоступным сведениям относились фамилия, имя, отчество, год и место рождения, адрес, абонентский номер, сведения о профессии, фото и др. Общедоступные сведения в любое время могли быть исключены из общедоступного источника по требованию субъекта ПД либо по решению суда или иных уполномоченных государственных органов.


Похожие записи:

Напишите свой комментарий ...