Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Выйти из тени: все налоги, которые платят физические лица в России». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Физические лица в России обязаны уплачивать налог на доходы физических лиц, транспортный налог, земельный налог, налог на имущество физических лиц. Кроме того, из начисленной заработной платы работника производятся обязательные отчисления в социальные страховые фонды – Пенсионный фонд России, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и Федеральный фонд социального страхования. Из этих взносов формируются пенсия, оплата больничных листов и социальные пособия. Помимо этого физические лица несут бремя уплаты косвенных налогов – налога на добавленную стоимость и акцизов на алкоголь, табак и нефтепродукты. По некоторым оценкам, физические лица фактически уплачивают до 70 % сумм косвенных налогов, поступающих в бюджет России.
Сроки уплаты налогов зависят от их вида. Некоторые из них удерживаются автоматически, об оплате других необходимо позаботиться самостоятельно.
Вид налога |
Срок оплаты |
Налог на вклады |
до 1 декабря 2022 года (за доходы в 2021 году) |
НДФЛ |
до 15 июля 2022 года (за доходы в 2021 году) |
Налог с выигрышей |
до 15 июля 2022 года (за выигрыши в 2021 году) |
Налог на имущество |
до 1 декабря 2022 года (за недвижимость, которой владели в 2021 году) |
Земельный налог |
до 1 декабря 2022 года (за земельные участки, которыми владели в 2021 году) |
Транспортный налог |
до 1 декабря 2022 года (за транспорт, которым владели в 2021 году) |
Виды налогов, уплачиваемых физическими лицами
Плательщиками налогов являются физические лица, получающие доходы от источников в Российской Федерации. Это могут быть граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства.
При этом в зависимости от времени пребывания на территории России налогоплательщик получает статус налогового резидента или нерезидента.
Налоговым резидентом признается физическое лицо, которое пребывает на территории России не менее 183 календарных дней подряд в течение 12 следующих подряд месяцев. Таким образом, статус налогового резидента может быть присвоен гражданам иностранного государства, а российский гражданин может не иметь статуса резидента.
Основная налоговая нагрузка на население связана с уплатой налога на доходы физических лиц (НДФЛ). Объектом налогообложения у физических лиц является совокупный доход, полученный за год. С 2000 года в России действует плоская шкала налогообложения доходов физических лиц: это значит, что ставка налога одинакова для всех и не зависит от размера дохода. В то же время российским законодательством установлены разные ставки НДФЛ для разных видов доходов физических лиц.
Доходы физических лиц – налоговых резидентов – от трудовой деятельности облагаются НДФЛ по ставке 13 %. Выигрыши и призы в конкурсах, играх и других мероприятиях в целях рекламы товаров, работ и услуг облагаются НДФЛ по ставке 35 %. Также по ставке 35 % в некоторых случаях облагаются НДФЛ процентные доходы по вкладам в российских банках и доходы в виде материальной выгоды.
Нерезиденты платят НДФЛ по ставке 13 % с доходов от осуществления трудовой деятельности, 15 % – с доходов в виде дивидендов от долевого участия в деятельности российских организаций и по ставке 30 % со всех остальных видов доходов.
«С точки зрения налогообложения НДФЛ между резидентами и нерезидентами есть существенная разница. Так, налоговые резиденты уплачивают НДФЛ с доходов, полученных как на территории Российской Федерации, так и за ее пределами. Нерезиденты уплачивают налог только с доходов, полученных от источников в Российской Федерации».8
Физические лица обязаны предоставлять в налоговые органы отчет о своих доходах помимо заработной платы по трудовому договору. Для этого заполняется налоговая декларация.
Тенденции развития отечественной системы налогообложения
Система налогообложения в России с 1991 года претерпела радикальную перестройку. При социалистической плановой экономике налоговая система не играла важной роли в наполнении бюджета и регулировании экономических процессов. В шестидесятые годы в СССР была предпринята попытка снизить налоги с заработной платы рабочих и служащих вплоть до полной отмены.
«В период существования в России социалистической экономики было распространено мнение, что налоги с населения, и прежде всего подоходный налог с рабочих и служащих, не имеют политической и социальной почвы и не слишком важны как источник бюджета. На самых разных уровнях предлагалось ограничиться взиманием в бюджет платежей с доходов организаций».11
В 1991 году была учреждена Государственная налоговая служба России и сформировалась новая законодательная база по налогам и сборам. В 1998 году усиление роли налоговой службы в стране ознаменовалось созданием Министерства по налогам и сборам РФ.
В это время начался второй этап реформирования налоговой системы с учетом развития малого бизнеса в стране. Были разработаны специальные налоговые режимы: упрощенная система налогообложения, система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход. Результат налоговых реформ 1998–2004 годов предпринимательское сообщество считает наилучшим вариантом налоговой системы. Однако в последующие годы в налоговое законодательство были внесены дополнения и изменения, которые, по мнению предпринимателей, значительно повысили налоговую нагрузку на малый бизнес. Предприятия на упрощенной системе налогообложения обязали платить налог на имущество, повысили тарифы страховых взносов в социальные фонды, ввели торговые сборы, систему транспортных сборов «Платон», в худшую сторону изменилась система кадастровой оценки недвижимости, от которой зависят ставки налога на имущество и арендные ставки.
Реформирование налоговой системы является постоянной темой энергичных дискуссий в обществе и в СМИ. И власти, и бизнес-сообщество, и общественные деятели сходятся в том, что от изменения существующей налоговой системы во многом зависит успех экономических преобразований в стране.
Основные направления налоговой политики на 2017–2019 годы разработаны Министерством финансов РФ и утверждены федеральным законом. В послании к Федеральному Собранию 1 декабря 2016 года Президент России Владимир Путин указал, что основная цель перемен в области налоговой политики – стимулировать активность участников деловой сферы. А Министерство финансов РФ определило приоритетной задачей налоговой реформы достижение стабильного и предсказуемого уровня налоговой нагрузки.
Министр финансов Российской Федерации Антон Силуанов обозначил первоочередной задачей повышение собираемости налогов, вывод из тени доходов населения и бизнеса. Добиться этого предполагают стимулирующими мерами – за счет снижения фискальной нагрузки на фонд оплаты труда. Как показывает практика прошлых лет, эта мера производит ощутимый эффект: после снижения в 2005 году базовой ставки единого социального налога с 35,6 % до 26 % было отмечено значительное снижение доли теневой экономики. Инструментом борьбы с теневым сектором экономики должно стать расширение сферы применения безналичных расчетов и усиление надзора за использованием контрольно-кассовой техники в розничной сфере и в сфере онлайн-платежей.
Одной из ключевых задач по реформированию существующей налоговой системы станет ее упорядочивание. В частности, правительству поручено создать реестр неналоговых платежей и выработать единые подходы к ним, упорядочить существующие фискальные льготы, сделать их адресными, отказаться от неэффективных инструментов.
Для стимулирования деятельности малого и среднего бизнеса планируется оптимизировать государственное регулирование: упростить налоговое администрирование, сократить налоговую и статистическую отчетность и систематизировать различные платежи в казну.
Также планируется совершенствовать систему налогообложения добычи нефти и порядок налогообложения НДС.
И, наконец, глава 23, введенная в НК РФ 1 января 2001 года обозначила совершенно новый этап в развитии современного налогообложения: подоходный налог стал налогом на доходы физических лиц, была введена ставка 13 % для всех налогоплательщиков и учрежден институт «резидентства». И совсем недавно 23 ноября правовое поле НДФЛ скорректировал еще один документ — Федеральный закон № 372-ФЗ. Он ввел вторую ставку 15 %. И теперь с 2021 года в России начнут действовать две налоговые ставки – 13 % и 15 %. Порядок их применения будет зависеть от размера заработка гражданина. Если годовой доход составит до 5 млн рублей, нужно будет уплатить 13 % НДФЛ. А если он превысит эту сумму, придется отдать в бюджет 13 % (650 000 рублей) с 5 млн рублей и 15 % от суммы, превышающей эту планку.
Расчет налога на доходы физических лиц
Пожалуй, НДФЛ — это самый значимый прямой трансферт в казну. Его уплачивают все лица, которые получают доход (ст. 207 НК РФ). И неважно, является плательщик гражданином или нет — если человек получает заработную плату или любую другую облагаемую прибыль от российских организаций и на территории России, он обязан отчислять сбор со своего вознаграждения за труд.
Вот основные правила, по которым нужно высчитать и перечислить налог на доходы физических лиц:
- Этот сбор взимается практически со всех видов доходов граждан (ст. 209 НК РФ). Помимо зарплаты, премий и бонусных платежей, заплатить взнос придется и с вырученных денег от реализации жилья, и с оплаты, поступающей за арендованное жилье, и с выигрышей, призов, и с гонораров по авторским договорам. Оплата по договорам гражданско-правового характера также полностью облагается НДФЛ. Если российский резидент работает за границей и получает вознаграждение в иностранной компании, он обязан уплачивать взнос в российскую казну. Налог высчитывается и с денежных доходов, и с доходности в натуральном выражении (ст.210 НК РФ).
- Для трудоустроенных граждан рассчитать налоги обязан работодатель. Период — каждый месяц, в котором работнику начисляется доход. Самозанятые лица и ИП должны высчитать и уплатить свой налог самостоятельно. Те граждане, которые получили единовременное вознаграждение или имеют нерегулярную доходность, отчисляют взносы только в момент получения своих поступлений.
- Когда специалист рассчитывает подоходный налог, он должен применить к базе исчисления все льготы, вычесть необлагаемые суммы и уменьшить базовую сумму на величину применяемого налогового вычета (ст.217-221 НК РФ).
- Для различных категорий плательщиков действуют определенные ставки (ст.224 НК РФ). Диапазон индексов — от 9 % до 35%. Основной ставкой для граждан России считается 13%. Иностранные граждане в 2019 году рассчитывали свой налог по коэффициенту 30%.
Что такое налог на доходы физических лиц
НДФЛ расшифровывается как налог на доходы физических лиц. Подоходный налог (устаревшее название НДФЛ) — это один из видов прямых налогов, которым облагаются доходы частного лица. Он рассчитывается в процентах от величины налогооблагаемого дохода. Говоря простыми словами НДФЛ — это налог на прибыль физических лиц, который принудительно взимается и направляется в бюджет для финансирования государственных расходов.
Отдельного закона о подоходном налоге с физических лиц нет, его регламентирует, как уже сказано выше, гл. 23 НК РФ. В ней подробно расписано, что такое объект и субъект налогообложения, как исчисляется и уплачивается индивидуальный подоходный налог, в каких случаях налоги на доходы физических лиц не взимаются, оговариваются другие аспекты, связанные с налогообложением доходов физлиц. О самых важных из них расскажем далее.
С каких доходов платится налог
В самом простом, но одновременно и самом массовом варианте удержание НДФЛ производится с заработной платы бухгалтерией работодателя. Но подоходный налог берётся не только с зарплаты, налоги платятся также с премий и других выплат работникам. В целом же НК РФ определяет объекты налогообложения, как доходы, полученные налогоплательщиками НДФЛ (ст. 209):
- от источников в РФ и/или от источников вне РФ – для налоговых резидентов РФ (п. 1);
- от источников в РФ – для налоговых нерезидентов РФ (п. 2).
Таким образом, плательщиками налога на доходы физических лиц являются как резиденты, так и нерезиденты РФ. Согласно ч. 2 ст. 207 НК РФ налоговые резиденты – это физлица, фактически находящиеся в РФ не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. Период нахождения в РФ не прерывается на срок пребывания за границей для краткосрочного (менее 6 мес) лечения или обучения, а также для выполнения работ на морских месторождениях углеводородов. Независимо от фактического времени нахождения в РФ налоговыми резидентами РФ признаются российские военнослужащие, проходящие службу за границей, и сотрудники органов власти, откомандированные на работу за рубеж (ч. 3 ст. 207 НК РФ).
Другие виды налогооблагаемых доходов, кроме выплат от работодателей сотрудникам:
- от продажи имущества;
- от сдачи имущества, например, квартиры или авто, в аренду;
- от операций с ценными бумагами;
- полученные в виде дивидендов;
- полученные в виде выигрышей в азартных играх и лотереях.
Налоговый период. Налоговые ставки. Порядок исчисления и уплаты налога
По общему правилу налоговый период (ст. 216 НК РФ) по данному налогу составляет один календарный год, а ставка налога на доходы физических лиц является единой, не зависящей от полученного плательщиком дохода и составляет 13%. Однако в отношении некоторых групп доходов установлены повышенные ставки:
— в размере 30% с дивидендов и с доходов, получаемых физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации; в отношении доходов по ценным бумагам (за исключением доходов в виде дивидендов), выпущенным российскими организациями, права по которым учитываются на счете депо иностранного номинального держателя, счете депо иностранного уполномоченного держателя и (или) счете депо депозитарных программ, выплачиваемых лицам, информация о которых не была предоставлена налоговому агенту; в размере 35% с выигрышей в лотерею, на тотализаторе и других основанных на риске игр, со стоимости любых выигрышей и призов, получаемых в проводимых рекламных мероприятиях, со страховых выплат и т.д.;
— в размере 15% с дивидендов от долевого участия в деятельности российских организаций, получаемых физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами РФ.
Пониженная налоговая ставка устанавливается в размере 9 процентов в отношении доходов в виде процентов по облигациям с ипотечным покрытием, эмитированным до 01.01.2007, а также по доходам учредителей доверительного управления ипотечным покрытием, полученным на основании приобретения ипотечных сертификатов участия, выданных управляющим ипотечным покрытием до 01.01.2007.
В связи с переходом на плоскую шкалу НДФЛ богатые стали еще более обеспечены в отличие от бедных слоев населения. В настоящее время реальная дифференциация по доходам различных слоев населения выросла более чем в 25 раз. Ввиду этого 1% граждан, получающих более 45% общего дохода населения России, уплачивают в бюджет ничтожно малую сумму, тогда как в США 40% всех поступлений от подоходного налога взимаются у 1% богатейших граждан.
В России острой проблемой является отсутствие необлагаемого подоходным налогом минимума доходов. В Англии с момента своего появления подоходный налог взимался только с тех доходов, которые превышали 60 фунтов стерлингов. С распространением подоходного налогообложения право на существование минимума, свободного от обложения, и способы его определения являлись предметом дискуссий.
Однако, несмотря на многочисленную критику, при введении подоходного налога в Европе, США и России определенная часть дохода, идущая на удовлетворение насущных потребностей, освобождалась от обложения. Так, в царской России подоходный налог был введен в 1916 г. и распространялся только на тех граждан, чей доход превышал 850 руб. в год. Подоходный налог с населения, существовавший в СССР, устанавливал необлагаемый минимум в размере 70 руб. в месяц для рабочих, служащих и приравненных к ним лиц.
В настоящее время в государствах Европы, США и подавляющем большинстве стран мира установлен не облагаемый налогом минимум. Анализ европейского законодательства и законодательства США показывает, что размер не облагаемого налогом минимума определяется либо с учетом прожиточного минимума, либо с учетом минимального размера оплаты труда.
В Республике Казахстан плательщики индивидуального подоходного налога при определении дохода имеют право на ежемесячный налоговый вычет в сумме минимального размера заработной платы. Подоходный налог с физических лиц в Республике Беларусь содержит аналогичные российскому законодательству налоговые вычеты, однако стандартный налоговый вычет в разы выше и право на его получение ограничено не размером дохода, исчисленного нарастающим итогом, а размером ежемесячного дохода.
Физические лица могут уплачивать налог на доходы как самостоятельно, так и через налоговых агентов.
Налоговыми агентами (ст. 226 НК РФ) по этому налогу являются российские организации, индивидуальные предприниматели и постоянные представительства иностранных организаций в Российской Федерации, которые послужили источниками дохода физического лица. Налоговые агенты обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить в бюджет сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате.
Самостоятельно рассчитывают и уплачивают налог на доходы индивидуальные предприниматели, лица, занимающиеся частной практикой, лица, получающие доходы по гражданско-правовым договорам, налоговые резиденты Российской Федерации, получающие доходы за пределами России, а также все иные физические лица, получающие доходы, с которых налоговыми агентами не был удержан данный налог (ст. 227 НК РФ). Указанные категории налогоплательщиков обязаны предоставить в налоговый орган по месту своего учета налоговую декларацию.
Согласно ст. 229 НК РФ налоговая декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога и (или) других данных, связанных с исчислением и уплатой налога. В налоговой декларации налогоплательщик должен указать все полученные им в календарном году доходы, источники их выплаты, налоговые вычеты, суммы налога, удержанные налоговыми агентами, суммы фактически уплаченных в течение налогового периода авансовых платежей. Представляется налоговая декларация до 30 апреля (включительно) года, следующего за отчетным.
В Российской Федерации одним из принципов налогообложения доходов физических лиц является признание приоритета норм международных договоров над внутренним законодательством. В соответствии с принципом территориальности государство вправе взимать налог с нерезидента только в случаях, если у него возникает объект налогообложения на территории данного государства или за границей, но в связи с деятельностью на территории данного государства.
В этой связи в целях избежания двойного налогообложения, фактически уплаченные налоговым резидентом суммы налога с доходов, полученных за пределами Российской Федерации, не засчитываются при уплате налога на доходы с физических лиц внутри Российской Федерации. Для реализации данного принципа необходимо наличие действующего международного договора между Российской Федерацией и соответствующим иностранным государством об избежании двойного налогообложения. При этом размер засчитываемой суммы не может превышать ставки российского налога.
Самые низкие подоходные налоги в разных странах мира для физлиц
Место в рейтинге | Название страны | Ставка подоходного налога (в %) |
1 | Албания | 10 |
2 | Босния и Герцеговина | 10 |
3 | Болгария | 10 |
4 | Казахстан | 10 |
5 | Беларусь | 12 |
6 | Макао | 12 |
7 | Россия | 13 |
8 | Иордания | 14 |
9 | Коста-Рика | 15 |
10 | Гонконг | 15 |
11 | Литва | 15 |
12 | Маврикий | 15 |
13 | Сербия | 15 |
14 | Судан | 15 |
15 | Йемен | 15 |
16 | Венгрия | 16 |
17 | Румыния | 16 |
18 | Ангола | 17 |
19 | Украина | 18 |
20 | Черногория | 19 |
21 | Словакия | 19 |
C самыми странными налогами в мире Вы можете ознакомиться, посмотрев видео.
Устранение двойного налогообложения
Если налогоплательщик, являющийся налоговым резидентом России, фактически уплатил суммы налога с доходов, полученных за пределами российского государства согласно законодательству иных государств, тогда они не засчитываются при уплате налога в России, если другое не предусматривается соответствующим контрактом (соглашением) об избежании 2-го налогообложения.
С целью освобождения от уплаты налога, осуществления зачета, получения налоговых вычетов либо других налоговых привилегий налогоплательщики должны представить в орган Федеральной налоговой службы официальное подтверждение о том, что они являются резидентами государства, с которым Российская Федерация заключила действующий на протяжении конкретного налогового периода (либо его части) контракт (соглашение) об избежании 2-го налогообложения, и документ о полученном доходе и об уплате им налога за границей России, удостоверенный налоговым органом соответствующей иностранной страны. Данное подтверждение представляется как до уплаты налога либо авансовых платежей по налогу, так и на протяжении 1-го года после завершения того налогового периода, по итогам которого налогоплательщик хотел получить освобождение от уплаты налога, осуществить зачет, налоговый вычет или привилегию.
- Годовая бухгалтерская финансовая отчетность ООО «Колибри» за 2013-2015 гг.
- Положение об организационной структуре ООО «Колибри», утв. Советом директоров, протокол №12 от 17.11.2005 г.
- Положение об отделе бухгалтерского учета ООО «Колибри» (в ред. от 11.12.2011 г.). — №10. — С. 2.
- Расчетно-платежная ведомость ООО «Колибри» (форма № Т-49).
- Сведения о численности, заработной плате и движении работников ООО «Колибри» за 2013-2015 гг. (форма П – 4).
- Свидетельство о внесении записи ООО «Колибри» в единый государственный реестр юридических лиц 17.12.2002 г. № 77-01/00-11/2000-25074.
- Устав предприятия ООО «Колибри», утв. Учредительным собранием, протокол №2 от 16.11.2005 г.
- Учетная политика ООО «Колибри» за 2015 г. в целях налогообложения, утв. приказов директора №18 от 26.12.2014 г.
Налоговое резидентство ОАЭ: почему выгодно и как получить
Согласно договорам об отмене двойного налогообложения, в том числе между РФ и ОАЭ, иностранные граждане, являющиеся налоговыми резидентами Арабских Эмиратов, освобождаются от сборов со следующих доходов физических лиц и компаний:
- от недвижимого имущества и его отчуждения;
- от бизнес-деятельности;
- от эксплуатации морского и воздушного транспорта;
- с дивидендов, процентов, роялти.
Налоговое резидентство ОАЭ выгодно не только иностранным компаниям, расположенным в Арабских Эмиратах, но и обычным работникам.
Статус налогового резидента не присваивается автоматически, иностранцу необходимо получить соответствующий сертификат. Главные требования:
- физическое лицо должно иметь резидентскую визу и жилье, а также проживать в стране не менее 180 дней;
- юридическое лицо должно существовать минимум год на момент подачи заявки, а также предоставить финансовую отчетность.
Налоговые ставки (ст. 224 НК)
Ниже в таблице описаны налоговые ставки по налогу на доходы.
9% | Проценты по облигациям |
13% | Дивиденды (до 2015 г. было 9%), доходы от трудовой деятельности |
15% | Дивиденды, полученные от российских организаций физическими лицами налоговыми нерезидентами РФ |
30% | Прочие доходы налоговых нерезидентов РФ |
35% | Доход от выигрышей и призов |
Расчет налога, налоговая база, ставкиНДФЛ
Декларация подается каждый год. Но чтобы справка была принята, её нужно правильно заполнить и верно рассчитать размер налога на доходыфизическихлиц. Для расчета используется специальная формула, состоящая всего из двух знаменателей:
РАЗМЕР НАЛОГА =» СТАВКА * НАЛОГОВАЯ БАЗА НДФЛ
Чтобы правильно ввести знаменатели, нужно знать, что они собой представляют. Налоговая ставка является одной из главных составляющих. В законодательстве предусмотрено пять разных ставок, отличающихся зависимо от категории налогоплательщика и вида налога: 9%, 13%, 15%, 20%, 35%.
Минимальная ставка составляет 9% процентов только для дивидендов полученных раньше 2015 года. Это касается процентов по облигациям до 2007 года, и некоторых других типов дохода, включенных в декларацию.
Ставка на 13% процентов является наиболее распространенной для резидентов, физическийдоход которых является зарплатой, вознаграждением по гражданско-правовому договору, прибылью от имущества и не только. Если человек не является резидентом, он также может платить процент по этой ставке, указав её в справке, но только в определенных ситуациях.