Обанкротить иностранца и спасти гонорар юриста: актуальная судебная практика

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Обанкротить иностранца и спасти гонорар юриста: актуальная судебная практика». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Арбитражные суды вправе рассматривать банкротные процессы в отношении граждан других государств только в отдельных случаях. По нормам ст. 247 АПК РФ, между иностранцем и территорией РФ должны быть тесные связи. И суд должен установить эти связи.

Можно ли списать долги гражданам стран не входящих в состав СНГ?

Но если со странами СНГ все понятно — в самосознании граждан, да и судов тоже это «наши люди», то как быть другим иностранцам? Ровно также как и остальным — списать долги.

Еще один показательный пример освобождение от долгов гражданина Германии. Мужчина имел вид на жительство в России, набрал кредитов и уже сами кредиторы инициировали процедуру банкротства. Долг иностранца был сформирован сразу по двум кредитным договорам, где негражданин выступил поручителем. Суд признал заявления банков обоснованными, однако самому иностранцу такой расклад не понравился. Он попросил отменить процедуру банкротства, ссылаясь на закон «О несостоятельности (банкротстве)», точнее на отсутствие в нем законодательных норм о трансграничном банкротстве. Вот только апелляция принята не была — первоначальное решение было оставлено без изменений, а гражданин Германии, хоть и был против, получил статус банкрота.

Как признать банкротство, если вы — не гражданин РФ?

Итак, с правом на признание несостоятельности мы уже разобрались. Теперь осталось понять — как правильно подготовиться к процедуре с учетом изложенных особенностей.

Отметим сразу: у каждого Арбитражного суда своя практика. Если вы сунетесь с заявлением в злополучный суд г. Санкт-Петербурга, то вы рискуете потерять время. Скорее всего, через 1-2 недели вы узнаете, что суд вернул ваше заявление, и оспорить его решение можно в Апелляционной инстанции. К этому следует быть готовым.

Итак, несколько факторов, которые нужно учитывать в банкротстве иностранца:

  1. Заявление подаем в АС по месту регистрации. Например, в деле № А56- 77369/2018 суд указывает, что место жительства подтверждается регистрацией в органе регистрационного учета. Если банкротится предприниматель, то подтверждающим документом выступает выписка ЕГРИП.

    Если вы — кредитор, и место жительства должника для вас остается неизвестным (и при этом должник живет за границей), то заявление следует подавать в суд по месту последнего жительства должника.

  2. Необходимо подготовить документы, которые являются доказательством тесных взаимосвязей должника с РФ. Например, документы об имуществе на территории РФ, справки из места работы, кредитные договоры с российскими банками и нести другие данные.

Отметим, что эти же правила касаются кредитов — им необходимо привести в заявлении доводы, которые доказывают привязку гражданина к России.

Сама процедура банкротства будет протекать в таком же порядке, как и в отношении российских граждан. В первую очередь вам придется найти финансового управляющего для дела, и только потом составлять заявление и готовить пакет документов.

Риски при банкротства иностранцев

Банкротство гражданина допустимо, если долг его составляет от 300 тысяч рублей, и у иностранца есть адрес регистрации в РФ.

Банкротство дает человеку возможность избавиться от долгов. Но на самом деле процедура выгодно не только физ. лицам, но и банкам — они получают документ, чтобы списать безнадежный кредит. Банки изначально закладывают риск невозврата кредита в процентную ставку, поэтому в минус они не уйдут.

Читайте также:  Декларация при закрытии ИП в 2023 г.

И если ответ на вопрос, можно ли обанкротить иностранного гражданина, положительный, то у непосредственно процедуры есть ряд нюансов:

  • Отсутствие обширной судебной практики. Гражданин-иностранец, если он не юрист, сам вряд ли справится. Можно собрать не полный пакет документов, ошибиться при написании заявления, тем самым потеряв время, силы и деньги. Да и сами судьи часто выдают противоречивые определения, не зная, как правильно банкротить иностранных граждан.
  • Длительность процедуры. В общей сложности процедура банкротства длится от 6 до 8 месяцев. Но в сложных случаях длится годами. Например, при наличии у должника зарубежного имущества, которое не так-то просто продать через аукцион. А совершение сделок с недвижимостью в прошлом, которые будут проверяться финансовым управляющим, также может затянуть время рассмотрения дела судом.
  • Ограничения для должника. Гражданин на время рассмотрения дела передает всю финансовую информацию финуправляющему: банковские карты, пароли от личных кабинетов интернет-банков, информацию о счетах. Он не имеет права распоряжаться своими картами и банковскими счетами на время рассмотрения дела. Также должник на время рассмотрения дела не имеет право распоряжаться своим имуществом, продавать его, передавать и дарить родственникам.
  • Иностранцам недоступно бесплатное банкротство через МФЦ. Сегодня нет закона, разрешающего банкротство через МФЦ для иностранных граждан — для признания личной несостоятельности многофункциональные центры рекомендуют идти в Арбитражный суд.

Какие ограничения для иностранного гражданина вводятся после признания его банкротом?

  • 5 лет человек обязан сообщать банку о факте банкротства.
  • 5 лет не получится повторно обратиться в суд и списать долги;
  • 3 года гражданину запрещается занимать руководящие должности в компаниях.

Что требуется от принимающей стороны

Приглашающая сторона и принимающая – понятия разные. Первая оформляет пригласительный документ (это может быть, как гражданин РФ, так и организация), вторая – предоставляет право на временное проживание на принадлежащей ей жилплощади, а также право на осуществление коммерческой деятельности либо каких-либо работ. Функции принимающей стороны на себя могут возложить зарегистрированные на территории РФ и имеющие место для проживания лица, наниматели, предприятия, представляющие госструктуру лица, а также уполномоченные организациями (иностранными, в том числе) лица.

Если лицо с иностранным гражданством имеет на территории РФ жилую недвижимость, зарегистрировать свое проживание в ее отношении он может самостоятельно, предъявив для этой цели фиксирующее право на жилье документы.

Заполнение бланка, отправляемого после оформления в отделение МВД, следует осуществлять на русском языке.

Список документов для временной регистрации:

  • документ, подтверждающий личность гражданина;
  • документы на право распоряжения жилым помещением. самые распространенные — договор аренды или найма;
  • заявление о регистрации по месту пребывания. Оно должно быть подписано заявителем (временно въезжающим в новое жилое помещение) и собственником;
  • паспорта и согласие всех зарегистрированных в квартире. Как правило, такое согласие требуется от совершеннолетних членов семьи собственника. Если квартира в субаренде, то согласие потребуется и от арендатора, и от собственника. Если арендованная квартира принадлежит нескольким лицам в долях, то согласие потребуется от всех собственников.

Для нормативного акта словосочетание «тесная связь» достаточно невнятное определение, нуждающееся в толковании.

Итак, для инициации процедуры банкротства иностранного гражданина, не проживающего на территории РФ, потребуется установление его тесной связи с Российской Федерацией. Что именно следует понимать под «тесными связями» нигде не уточняется, а значит, оценка «тесноты» взаимоотношений — это прерогатива судебного органа. Оценке могут подвергаться следующие факты:

  • факт проживания на территории РФ;
  • факт наличия имущества иностранного гражданина на территории РФ;
  • факт наличия взаимоотношений иностранного гражданина с ФНС РФ, то есть факт неких налоговых обязательств перед РФ, имеющихся у иностранного гражданина;
  • иные факты, которые могут быть оценены как достаточно крепкая связь.
Читайте также:  Жалоба в Министерство образования, пишем заявление

Не забудьте внести корректировки в локальные документы

Ввиду изменений компаниям нужно подкорректировать локальные нормативные акты, в частности — правила внутреннего трудового распорядка (ПВТР).

Нужно внести правки в пункты о предоставляемых работникам-иностранцам гарантиях, в раздел о приёме на работу, отстранении и увольнении. Правила о том, что работники-иностранцы обязаны приобрести ДМС или об обеспечении их платной медицинской помощью за счёт работодателя следует исключить. Если в трудовом договоре есть условие о праве работодателя оплачивать работникам-иностранцам медуслуги, такое условие можно оставить и в ПВТР.

Подготовьте приказ о внесении изменений в ПВТР. Учтите мнение профсоюза (при его наличии). Ознакомьте всех сотрудников под подпись с новой редакцией ПВТР.

Иностранные граждане, прибывшие в Российскую Федерацию на срок не более семи дней, за исключением случаев нахождения указанных иностранных граждан в гостинице или в иной организации, оказывающей гостиничные услуги, в санатории, доме отдыха, пансионате и т.д. Полный перечень таких граждан содержится в п. 6 ст. 20 Постановления Правительства РФ № 9 от 15 января 2007 г.

Постановка на учет иностранного гражданина в органах ФМС РФ осуществляется на основании уведомления о прибытии иностранного гражданина в место пребывания. Форма уведомления о прибытии иностранного гражданина в место пребывания утверждена Приказом ФМС России от 23.09.2010 № 287. Государственная пошлина за постановку на миграционный учет не взимается.

Уведомление ФМС РФ совершает принимающая сторона.

Самостоятельная постановка на учет допускается для иностранного гражданина в исключительных случаях, когда принимающая сторона в силу уважительных причин не может оформить такое уведомление (п.п. 20, 22 Правил № 9 от 15 января 2007 г.).

Принимающей стороной могут являться граждане РФ, постоянно проживающие в РФ, иностранные граждане и лица без гражданства, юридические лица, их филиалы или представительства, у которых иностранный гражданин фактически проживает или работает (пп.7 п. 1 ст. 2 Закона № 109-ФЗ от 18.07.2006 г.; п.26 Правил № 9 от 15 января 2007 г.).

Если иностранный гражданин остановился в гостинице, то принимающей стороной является администрация гостиницы. Администрация гостиницы должна в течение одного рабочего дня, следующего за днем прибытия иностранца, уведомить территориальный орган ФМС России о его прибытии, а также выполнить все необходимые действия, связанные с его постановкой на учет по месту пребывания (п. 20 Правил № 9 от 15 января 2007 г.).

Законодательство устанавливает срок постановки на учет иностранного гражданина. Так, уведомление о прибытии подается в территориальный орган ФМС РФ не позднее 7 рабочих дней.

Этот срок исчисляется со дня прибытия иностранного гражданина в место пребывания.

Уведомление может быть доставлено в ФМС РФ уполномоченным представителем принимающей стороны лично или направлено по почте.

Если уведомление доставляется в отделение ФМС России уполномоченным представителем принимающей стороны лично, то отрывная часть бланка уведомления с отметкой органа миграционного учета возвращается этому уполномоченному представителю (п. 33 Правил № 9 от 15 января 2007 г.). Если уведомление направляется по почте, то его необходимо заполнить в двух экземплярах. В таком случае один экземпляр останется на почте, а другой отправляется в ФМС РФ (п. 27 Правил № 9 от 15 января 2007 г.). При отправлении документов по почте оператор почтовой связи выдает отправителю отрывной талон уведомления с оттиском календарного штемпеля и подписью. Вместе с талоном будут выданы квитанция об отправке почтового отправления и экземпляр описи вложения (п. 33 Правил № 9 от 15 января 2007 г.).

В случае, если уведомление предоставляется в ФМС РФуполномоченным представителем принимающей стороны лично, на отрывной части уведомлении миграционной службой проставляется соответствующая отметка о его принятии.

Читайте также:  Сравнение пенсий в России и на Украине в 2023 году

К уведомлению прикладываются необходимые документы.

Если уведомление оформляется принимающей стороной, то к нему прилагается копия документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина и копия его миграционной карты.

Кто имеет статус временно проживающих

Временно проживающие иностранные граждане — это лица, имеющие РВП, оформленное в установленном порядке, предоставляющее возможность проживать на территории РФ. Срок, на который иностранцы получают РВП, равняется 3 годам, после чего им необходимо получить вид на жительство (ВНЖ), поскольку такое разрешение не продлевается. Этот факт коренным образом отличает этот статус иностранного лица от двух остальных, поскольку срок действия миграционной карты продлевается неоднократно, а вид на жительство (ВНЖ) не имеет такого срока (исключение составляют высококвалифицированные работники, чей срок ВНЖ равняется сроку действия разрешения на работу). В целях идентификации иностранные граждане, временно проживающие на территории РФ, имеют отметку в документе, удостоверяющем личность, о том, что им предоставлено такое право. Если такого документа нет, РВП оформляется отдельно.

Особенность составляет и то, что такой работник осуществляет трудовые обязанности только на территории субъекта пребывания. Исключение составляют работники, входящие в перечень из приказа Минздравсоцразвития № 564н от 28.07.2010. Таким лицам работа вне субъекта пребывания разрешена, но не более 10 дней.

Нарушение правил регистрации

Наказание полагается в таких случаях:

  1. Не оформлена регистрация.
  2. Истёк её срок (или время действия РВП или ВНЖ).
  3. Документы утеряны, а на восстановление не подаётся.
  4. Регистрация фиктивная.
Неоформленная или просроченная Фиктивная
Если данные неверны не сообщили об изменениях

случайная ошибка

заведомый обман
Повторяемость единичные случаи часто по одному адресу регистрируется множество людей
Квалификация административное правонарушение

О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации

(в ред. Федеральных законов от 01.12.2007 N 310-ФЗ, от 22.07.2008 N 133-ФЗ, от 23.07.2008 N 160-ФЗ, от 19.07.2009 N 199-ФЗ, от 19.05.2010 N 86-ФЗ, от 27.07.2010 N 229-ФЗ, от 23.12.2010 N 385-ФЗ, от 20.03.2011 N 42-ФЗ, от 01.07.2011 N 169-ФЗ, от 11.07.2011 N 200-ФЗ, от 03.12.2011 N 383-ФЗ, от 06.12.2011 N 400-ФЗ, от 28.07.2012 N 133-ФЗ, от 07.06.2013 N 108-ФЗ, от 25.11.2013 N 317-ФЗ, от 21.12.2013 N 376-ФЗ, от 28.12.2013 N 385-ФЗ)

Принят Государственной Думой 30 июня 2006 года
Одобрен Советом Федерации 7 июля 2006 года

Миграционный учет иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации является одной из форм государственного регулирования миграционных процессов и направлен на обеспечение и исполнение установленных Конституцией Российской Федерации гарантий соблюдения права каждого, кто законно находится на территории Российской Федерации, на свободное передвижение, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации и других прав и свобод личности, а также на реализацию национальных интересов Российской Федерации в сфере миграции.

Размер оплаты за проживание обычно устанавливается свободно самим собственником.

Он может зарегистрировать человека в своей квартире безвозмездно (чаще это родственники, близкие друзья), так и за определенную плату, которую вправе требовать ежемесячно или в любой другой срок.

Примечательно то, что собственник не может менять стоимость проживания в одностороннем порядке без предупреждения. Регистрирующие органы обычно не интересуются такими вопросами, так как это исключительно воля и решение собственника.

Желательно в таком случае составить договор коммерческого найма и подробно расписать порядок и сроки оплаты за проживание.

Еще одной важной проблемой для собственника является увеличение оплаты за коммунальные услуги. Это происходит только при условии, если в квартире не установлены счетчики на воду, электроэнергию, отопление, газ.


Похожие записи:

Напишите свой комментарий ...