Ограничения прав на землю в соответствии со статьёй 56 ЗК РФ. Что делать?

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Ограничения прав на землю в соответствии со статьёй 56 ЗК РФ. Что делать?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Комментируемая статья регламентирует порядок и условия принудительного лишения прав на земельный участок только в случаях неиспользования земельного участка по целевому назначению или использования земельного участка с нарушением законодательства; прекращение прав на земельный участок при изъятии его для государственных и муниципальных нужд и при реквизиции регулируется другими статьями ЗК РФ (ст. ст. 49 — 51).

Комментарии к ст. 54 ЗК РФ

1. В комментируемой статье закреплены порядок и условия принудительного лишения прав на земельный участок только в случаях ненадлежащего использования земельного участка. Хотя в п. 1 комментируемая статья ссылается на п. 2 ст. 45 ЗК РФ, не все перечисленные в ней основания лишения права на земельный участок относятся к ненадлежащим. Так, прекращение прав на земельный участок при изъятии его для государственных и муниципальных нужд и при реквизиции происходит при невиновном поведении землевладельца, землепользователя и регулируется другими статьями ЗК РФ (ст. ст. 55, 51).

Как явствует из самого названия комментируемой статьи, в ней речь не идет о порядке лишения права собственности на земельные участки, оно регламентировано гражданским законодательством.

Также в порядке, установленном ГК РФ, происходит прекращение права аренды по инициативе арендодателя в случае ненадлежащего использования арендатором земельного участка.

Кроме того, необходимо иметь в виду, что прекращение права на служебный земельный надел производится в порядке, определенном ст. 47 ЗК РФ.

2. Лишение права на земельный участок в случаях его ненадлежащего использования применяется только при безуспешности использования иных мер воздействия на нарушителя.

В первую очередь при обнаружении факта ненадлежащего использования земельного участка уполномоченными государственными органами производится наложение административного взыскания в порядке, предусмотренном КоАП РФ.

Кодекс об административных правонарушениях предусматривает несколько видов возможных взысканий в зависимости от тяжести административного проступка, однако в рассматриваемой статье ЗК РФ совершенно однозначно указывается только на один возможный вид взыскания за ненадлежащее использование земельных участков — штраф.

Согласно ст. 3.5 КоАП РФ административный штраф считается денежным взысканием, выражается в рублях и устанавливается для граждан в размере, не превышающем пяти тысяч рублей; для должностных лиц — пятидесяти тысяч рублей; для юридических лиц — одного миллиона рублей. Штраф может также выражаться в величине, кратной либо стоимости предмета административного правонарушения, либо сумме выручки правонарушителя от реализации товара, работы, услуги, на рынке которого совершено административное правонарушение (то и другое к земельным правонарушениям практически неприменимо), либо сумме неуплаченных налогов, сборов и т.п. (применяется, в частности, в случаях систематической неуплаты земельного налога). В любом случае размер административного штрафа не может быть менее ста рублей.

3. Предупреждение о допущенных земельных правонарушениях, направляемое виновному лицу в соответствии с комментируемой статьей, следует отличать от предупреждения как формы административного наказания. В соответствии со ст. 3.4 КоАП РФ предупреждение выражается в официальном порицании физического или юридического лица и выносится в письменной форме. Исполняется оно путем вручения или направления копии постановления о назначении административного наказания в виде предупреждения.

В соответствии со ст. 3.2 КоАП РФ и предупреждение, и штраф относятся к так называемым основным наказаниям и, следовательно, не могут накладываться одновременно за одно правонарушение. В случае земельного правонарушения предупреждение играет иную роль, поскольку имеет целью не наказание, а устранение допущенного нарушения. Такое предупреждение обязательно должно содержать указание на конкретный срок, в течение которого это нарушение должно быть устранено, и возможные последствия неустранения — лишение права на земельный участок. Изъятие земельного участка представляет собой в данном случае уже не административное взыскание, а форму земельно-правовой ответственности и регулируется нормами земельного законодательства.

В соответствии с Положением о государственном земельном контроле право выносить по установленной форме предупреждения о допущенном земельном правонарушении в соответствии с Земельным кодексом РФ имеют главный государственный инспектор Российской Федерации по использованию и охране земель и его заместители, главные государственные инспекторы субъектов Российской Федерации по использованию и охране земель и их заместители, главные государственные инспекторы городов и районов по использованию и охране земель и их заместители.

———————————

Утверждено Постановлением Правительства РФ от 15 ноября 2006 г. N 689 (ред. от 22 июня 2007 г.) // СЗ РФ. 2006. N 47. Ст. 4919.

Приложением к указанному Положению является форма предупреждения о земельном правонарушении. В соответствии с ней в данном документе кроме сведений, перечисленных в п. 3 комментируемой статьи, указываются:

фамилия, имя, отчество и должность лица, проводившего проверку соблюдения земельного законодательства;

описание правонарушения с указанием площади, местоположения, кадастрового номера земельного участка, где допущено земельное правонарушение, наименования законодательных и иных нормативных правовых актов (со ссылкой на статьи и пункты), требования которых были нарушены, и установленная за это ответственность;

число, месяц, год, номер акта, составленного о правонарушении;

наименование органа, Ф.И.О. должностного лица, принявшего решение о привлечении организации, индивидуального предпринимателя, гражданина к административной ответственности; номер и дата принятия постановления;

адрес, по которому надлежит представить в письменной форме информацию о ходе выполнения предписания об устранении земельного правонарушения;

наименование государственного органа исполнительной власти или органа местного самоуправления, в который будут направлены материалы о принудительном прекращении права на земельный участок или часть в случае невыполнения предписания;

указание на то, что в соответствии со ст. ст. 54 и 76 ЗК РФ прекращение права на земельный участок не освобождает от возмещения вреда, причиненного земельным правонарушением;

разъяснение о том, что для решения вопроса о продлении срока устранения нарушения земельного законодательства нарушителю до истечения установленного срока необходимо представить должностному лицу, вынесшему предписание, ходатайство о продлении срока устранения нарушения; документы, справки и иные материалы, подтверждающие принятие необходимых мер для устранения правонарушения.

Такое предупреждение составляется в трех экземплярах; один из них вручается лицу, в отношении которого оно вынесено (либо подлежит направлению ему по почте с уведомлением), второй направляется почтой с уведомлением о вручении государственному органу исполнительной власти или органу местного самоуправления, предоставившему земельный участок, третий экземпляр хранится в органе исполнительной власти, вынесшем это предупреждение.

Читайте также:  В 2023 году заполняйте платежки по новым правилам

4 — 6. Если нарушение не устранено в установленный срок, начинается процедура принудительного лишения права на земельный участок.

Как указано в Положении о государственном земельном контроле, для проверки исполнения предписаний об устранении ранее выявленных нарушений земельного законодательства должностными лицами, осуществляющими государственный земельный контроль, проводятся внеплановые проверки. Следовательно, по результатам такой проверки составляется акт, и, если нарушение оказалось неустраненным, он в числе других материалов направляется в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, который предоставлял данный земельный участок и который наделен правом обращения в суд с иском о его изъятии. Является ли такое обращение правом или обязанностью названного органа? Исходя из формулировки комментируемой статьи, в которой в императивной форме сказано «направляет в суд заявление о прекращении права на земельный участок», можно сделать вывод, что дополнительно принятия указанным органом решения о предъявлении иска об изъятии участка не требуется.

Следует подчеркнуть, что окончательное решение об изъятии земельного участка принимает только суд с учетом всех объективных обстоятельств. Он может принять решение и о продлении срока для устранения допущенных нарушений.

Как осуществляется незаконное завладение землей

Граждане могут разными способами присваивать себе чужие земельные наделы. Объектами их посягательств становятся как приватные территории, так и общественные аграрные угодья. К примеру, кем-то из соседей осуществляется самовольная постройка с захватом земли общего пользования.

Построив на ней сооружения для личных целей, нарушитель сужает проезд к участкам других землевладельцев и попирает их право на беспрепятственный доступ транспорта к дому.

Землевладельцы, права которых были нарушены, сообщают о действиях захватчиков в органы местной власти, а те реагируют на них соответствующим образом.

Самовольное присвоение земель, находящихся в собственности других граждан, случается значительно реже, чем самозахват земли общего пользования, поскольку такие случаи устанавливаются очень быстро и могут быть оспорены в судебном порядке.

В законодательных актах рассматривается вопрос самозахвата и его наказания.

ВНИМАНИЕ! По закону самовольным захватом земельной площади считается завладение ею третьим лицом, который не имеет никаких документально подтвержденных прав.

Подтвердить права на землю позволит договор купли-продажи, договор аренды, постановление местного органа управления о выделении участка земли.

Когда при проверке у человека, использующего землю, не окажется ни одного из правоустанавливающего документа, он должен вернуть площадь настоящему владельцу – частному лицу, государству, муниципальной власти. За самозахват земельной площади предусмотрена административная ответственность.

Ее меру суд устанавливается с учетом статьи 7.1 КоАП. В основном наказание представляется в виде штрафа, сума зависит от площади участка. И от того, кто совершил правонарушение (частное лицо, юридическое), от объема нанесенного вреда земли и окружающей обстановке.

ВНИМАНИЕ! За самовольное занятие участка индивидуальный предприниматель наказывается так же, как и юридическое лицо. Это нужно учесть тем, кто задумал правонарушение.

Земля не может быть бесхозной, никогда нельзя занимать ее самовольно, не оформив в собственность или в аренду, во временное пользование. Если участок не принадлежит какому-то собственнику, значит он находится во владении муниципальной власти или государства, это соответствует статье 16 Земельного Кодекса.

Чтобы выяснить, кому принадлежит территория, заинтересовавшая своим расположением, площадью, другими преимуществами, можно обратиться в кадастровый реестр. И только потом уже можно вести разговоры с частным собственником или с органами власти о приобретении земли.

Это позволит избежать наказания за самозахват, штрафа в значительную сумму. Захваченную территорию, в конечном итоге, все равно нужно будет вернуть.

Истец в лице Администрации города Ижевска направил в суд иск, в котором потребовал от ответчиков освободить самовольно занятый земельный участок, а также взыскать с граждан М. и Б. неосновательное обогащение и проценты за пользование чужими денежными средствами.

В рамках разбирательства было установлено, что ответчики на земельном участке самовольно установили ограждение, построили бытовку на территории, чья общая площадь составляет 527 кв. м и относящейся к неразграниченной госсобственности. Кроме того, территория использовалась для парковки автомобильного транспорта — правоустанавливающие документы оформлены не были.

Так как ответчики использовали землю без оформленных документов, они своими действиями нарушили права собственника земли (истца). Поэтому истец в лице Администрации города Ижевска в своем заявлении просит суд обязать ответчиков — граждан М. и Б. освободить земельный участок, самовольно занятый ими без оформления правоустанавливающих документов.

Рассмотрев материалы дела, суд постановил:

  • исковые требования истца удовлетворить в полном объеме;
  • Ответчики граждане М. и Б. обязуются освободить землю, чей захват был совершен самовольно, до (даты).
  • Конструкции, которые были возведены на территории участка, должны быть полностью демонтированы, а вся площадь территории должна быть приведена в пригодное состояние для безопасного использования в дальнейшем.

Комментарии к статье 53 земельного кодекса РФ

Под правом на земельный участок, от которого отказывается его обладатель, в комментируемой статье подразумевается как право собственности, так и право пожизненного наследуемого владения, право постоянного (бессрочного) пользования, право аренды или право безвозмездного срочного пользования.

Порядок отказа от права собственности урегулирован в ст. 236 ГК РФ, согласно которой гражданин или юридическое лицо может отказаться от права собственности на принадлежащее ему имущество, объявив об этом либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество. В данном случае допускаются различные формы отказа от права собственности на имущество.

Захват земли: что это?

Самовольный захват земли – это владение участком общего пользования или территорией, принадлежащей по праву другому лицу безвозмездно и без соответствующего договора. Зачастую граждане или организации начинают использовать соседний земельный участок фактически незаконно для удовлетворения собственных нужд (обрабатывают, возводят постройки и т.д.).

Существует несколько вариантов незаконного захвата территории.

  1. Самозахват земли физического лица другим частным лицом. Это может произойти, если собственник участка долгое время отсутствует. Еще одна ситуация, при которой возможен захват земли соседом или другим физическим лицом – неправильная установка забора.
  2. Захват земли, принадлежащей физическому лицу, организацией. Как правило, юридические лица начинают использовать соседние земли частных собственников в качестве места размещения оборудования или для организации свалки.
  3. Захват земли, принадлежащей организации, частным лицом. Такая ситуация возникает нечасто. Обычно предприниматели огораживают приобретенные земли заборами и тогда незаконный захват невозможен априори.
  4. Самовольное владение участком, который не принадлежит ни физическому лицу, ни организации. Такая ситуация случается наиболее часто по причине того, что граждане не видят перспективы возникновения ответственности за незаконный захват такого земельного участка. Однако земля, которая не принадлежит физическим лицам или организациям, является собственностью государства. Без предварительного согласования с органами власти самовольно пользоваться такой землей запрещено.
Читайте также:  Изменения в больничных с 2023 года

Полномочия по контролю за правомерностью владения земельными участками возложены на Кадастровую палату.

Как законно воспрепятствовать ущемлению прав собственности землевладельцев


Общие юридические основания для защиты землевладельцем собственных прав определены положениями главы 9 ЗК:

  • статьей 59 ЗК оговорен судебный порядок признания (установления) прав конкретного субъекта на участок земли. В этом случае соответствующий вердикт суда становится юридическим основанием для госрегистрации установленного права;
  • статьей 60 ЗК определены основания для восстановления нарушенного права и способы пресечения противоправных действий;
  • статья 61 ЗК допускает, что любой акт госоргана (муниципалитета) может быть признан недействительным в судебном порядке, если он противоречит нормам законодательства и попирает законные интересы правообладателей земли. При этом речь может идти как о нормативных, так и о ненормативных официальных актах. Соответствующие убытки возмещаются правообладателю (гражданину, юрлицу) на основаниях статьи 1069 ГК;
  • как оговорено статьей 62 ЗК, правообладатель надела, который понес убытки, обусловленные нарушением его прав, может требовать возмещения таких убытков по правилам статьи 15 ГК. Если потребуется, виновный субъект может быть принужден к устранению земельного правонарушения (это делается через суд);
  • статья 64 ЗК предусматривает судебный порядок урегулирования земельных споров. При этом стороны могут попытаться разрешить свой конфликт через третейский суд.

Защита прав собственности может осуществляться двумя доступными способами. Первый – досудебный вариант, который предусматривает достижение конфликтующими сторонами мирового соглашения. Досудебное урегулирование считается не только наилучшим подходом к разрешению земельного спора, но и важной мерой, предпринятой пострадавшей стороной для решения проблемы. Если данная мера не даст нужного эффекта, сам факт её осуществления будет иметь значение при реализации второго способа – обращения пострадавшего землевладельца в суд с надлежащим иском.

Судебный механизм прекращения посягательств на права собственника земли


Практика показывает, что судебный механизм используется землевладельцами для защиты своих интересов в следующих типичных ситуациях:

  • признание прав определенного собственника на конкретный надел земли, если ранее этот надел был отобран у законного владельца и передан стороннему субъекту;
  • восстановление границ надела земли с возвращением ему первоначального состояния. Такое требование часто выдвигается, если обладатель соседнего участка незаконно воздвиг свое строение на чужой земле. Вердикт суда может заставить нарушителя освободить соседский надел от незаконной постройки;
  • пресечение правонарушений, вызванных незаконными действиями госорганов или местных властей. Требование выдвигается с целью аннулирования приказов (актов) официальных структур, угрожающих собственности граждан (юрлиц) на землю;
  • изъятие земельного надела из чужого неправомерного владения (пользования);
  • прекращение действий сторонних субъектов, нарушающих интересы законного собственника земли, но не лишающих его права владения. Основание – статья 304 ГК.

Чтобы защитить (восстановить) свои законные права, собственник надела земли направляет соответствующее исковое заявление в суд, действующий по месту (адресу) размещения данного надела. К такому заявлению нужно приложить следующие документы:

  • правоустанавливающие бумаги на конкретный участок (например, договор его приобретения);
  • подтверждение целевого использования данной земли (если потребуется);
  • зафиксированные факты правонарушений, повлекших ущемление интересов истца (фото, видео, документальные акты);
  • оплаченная госпошлина (она подтверждается банковской квитанцией).

Заявление истца должно включать следующие сведения:

  1. Официальное название органа судопроизводства.
  2. Сведения об истце (ФИО, паспортные данные, контакты).
  3. Сведения об ответчике (ФИО, паспортные данные, контакты).
  4. Законодательная норма (правоустанавливающая бумага), нарушение которой привело к ущемлению интересов.
  5. Суть просьбы, формулировка требования.
  6. Меры, законно предпринятые землевладельцем-истцом с целью досудебного решения возникшей проблемы.
  7. Дата оформления бумаги, подпись землевладельца-истца.

В чем суть самозахвата

Согласно законодательству РФ, владение и использование земли становится легальным только после оформления государственной регистрации прав на нее. Пока не будут определены границы, произведена регистрация и получено право собственности, любые действия в отношении эксплуатации и сделок с наделами считаются незаконными.

Самовольный захват земли – это ее присвоение и использование лицом, которое не имеет на участок законных прав, по собственной инициативе и для достижения личных целей.

Правонарушителями могут оказаться не только обычные граждане, но и должностные лица. Эксплуатация и владение земельным наделом без разрешения и документального оформления квалифицируется как незаконный захват земли и является нарушением, за которое предусмотрена административная ответственность.

Кому жаловаться на самозахват участка

Если незаконное завладение территорией не вызывает сомнений, а факт ее эксплуатации установлен, у собственника возникает вопрос, куда жаловаться на противоправные действия захватчика.

Первая инстанция – местная администрация, в компетенции которой находится решение подобных вопросов. Если ожидаемый результат не достигнут, придется обратиться с иском в суд по месту нахождения земли.

В исковом заявлении нужно упомянуть:

  • обстоятельства захвата ЗУ;
  • основания возникновения права собственности на надел;
  • перечень мер, принятых для возврата участка.

При составлении иска целесообразно ориентироваться на образец требования об освобождении земельного участка. Он содержит настоятельную просьбу вернуть незаконно захваченный надел.

К исковому заявлению нужно приложить пакет необходимых документов.

Статья 47 ЗК РФ. Основания прекращения права безвозмездного срочного пользования земельным участком

  1. Право безвозмездного срочного пользования земельным участком прекращается по решению лица, предоставившего земельный участок, или по соглашению сторон:
    1) по истечении срока, на который земельный участок был предоставлен;
    2) по основаниям, указанным в пунктах 1 и 2 статьи 45 настоящего Кодекса.
  2. Право на служебный надел прекращается в силу прекращения работником трудовых отношений, в связи с которыми служебный надел был предоставлен, за исключением случаев, указанных в пунктах 3 и 4 настоящей статьи.
  3. Право на служебный надел сохраняется за работником, прекратившим трудовые отношения при переходе его на пенсию по старости или пенсию по инвалидности.
  4. Право на служебный надел сохраняется за одним из членов семьи:
    1) работника, призванного на действительную срочную военную службу или альтернативную службу, на весь срок прохождения службы;
    2) работника, принятого на обучение, на весь срок получения образования;
    3) работника, погибшего в связи с исполнением служебных обязанностей.
    Право на служебный надел сохраняется за нетрудоспособным супругом и престарелыми родителями работника пожизненно, детьми работников до их совершеннолетия.
  5. Прекращение права на служебный надел оформляется решением организации, предоставившей такой служебный надел в пользование.
  6. Работник, прекративший трудовые отношения с организацией, предоставившей служебный надел в пользование, имеет право использовать этот служебный надел после прекращения трудовых отношений в течение срока, необходимого для окончания сельскохозяйственных работ.

Статья 54 ЗК РФ. Порядок изъятия земельного участка, предоставленного на праве пожизненного наследуемого владения, праве постоянного (бессрочного) пользования, ввиду ненадлежащего использования земельного участка

  1. Принудительное прекращение права пожизненного наследуемого владения земельным участком, права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком по основаниям, указанным в подпункте 1 пункта 2 статьи 45 настоящего Кодекса, осуществляется на основании вступившего в законную силу судебного акта об изъятии земельного участка (при условии неустранения ненадлежащего использования земельного участка после назначения административного наказания), за исключением случаев, указанных в пункте 2 настоящей статьи.

  2. Принудительное прекращение права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, предоставленным государственному или муниципальному учреждению, казенному предприятию (за исключением государственных академий наук, созданных такими академиями наук и (или) подведомственных им учреждений), по основаниям, указанным в подпункте 1 пункта 2 статьи 45 настоящего Кодекса, осуществляется по решению исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 настоящего Кодекса, об изъятии земельного участка (при условии неустранения ненадлежащего использования земельного участка).

  3. Порядок принятия исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления решения об изъятии земельного участка в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи устанавливается Правительством Российской Федерации.

  4. В случае выявления при осуществлении государственного земельного надзора предусмотренных подпунктом 1 пункта 2 статьи 45 настоящего Кодекса нарушений требований земельного законодательства федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные на осуществление государственного земельного надзора, выдают землепользователям, землевладельцам предписания об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.
    Форма предписания об устранении выявленного нарушения устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

  5. В случае неустранения указанных в предусмотренном пунктом 4 настоящей статьи предписании нарушений в установленный срок федеральный орган исполнительной власти, выдавший такое предписание, направляет копию акта проверки выполнения землепользователем, землевладельцем такого предписания с приложением копии такого предписания и иных связанных с результатами проверки документов в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса.

  6. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, после получения материалов, указанных в пункте 5 настоящей статьи, направляет в суд требование об изъятии земельного участка или в случае, предусмотренном пунктом 2 настоящей статьи, принимает решение об изъятии земельного участка самостоятельно.

  7. В случае наличия в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи о праве пожизненного наследуемого владения земельным участком, праве постоянного (бессрочного) пользования земельным участком исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, обязан обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, с заявлением о государственной регистрации прекращения такого права на земельный участок с приложением копии решения об изъятии земельного участка или копии вступившего в законную силу судебного акта об изъятии земельного участка в течение десяти дней со дня принятия решения об изъятии земельного участка либо со дня вступления в законную силу судебного акта об изъятии земельного участка.

  8. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, обязан сообщить о прекращении права пожизненного наследуемого владения земельным участком, права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, записи о которых не внесены в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в налоговый орган по месту нахождения указанного земельного участка и в орган, осуществляющий кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости, в течение семи дней со дня принятия решения об изъятии земельного участка или со дня вступления в законную силу судебного акта об изъятии земельного участка.

  9. Решение исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 настоящего Кодекса, об изъятии земельного участка ввиду ненадлежащего использования земельного участка может быть обжаловано в судебном порядке.

В законодательных актах рассматривается вопрос самозахвата и его наказания.

ВНИМАНИЕ! По закону самовольным захватом земельной площади считается завладение ею третьим лицом, который не имеет никаких документально подтвержденных прав.

Подтвердить права на землю позволит договор купли-продажи, договор аренды, постановление местного органа управления о выделении участка земли.

Когда при проверке у человека, использующего землю, не окажется ни одного из правоустанавливающего документа, он должен вернуть площадь настоящему владельцу – частному лицу, государству, муниципальной власти. За самозахват земельной площади предусмотрена административная ответственность.

Ее меру суд устанавливается с учетом статьи 7.1 КоАП. В основном наказание представляется в виде штрафа, сума зависит от площади участка. И от того, кто совершил правонарушение (частное лицо, юридическое), от объема нанесенного вреда земли и окружающей обстановке.

ВНИМАНИЕ! За самовольное занятие участка индивидуальный предприниматель наказывается так же, как и юридическое лицо. Это нужно учесть тем, кто задумал правонарушение.

Земля не может быть бесхозной, никогда нельзя занимать ее самовольно, не оформив в собственность или в аренду, во временное пользование. Если участок не принадлежит какому-то собственнику, значит он находится во владении муниципальной власти или государства, это соответствует статье 16 Земельного Кодекса.

Чтобы выяснить, кому принадлежит территория, заинтересовавшая своим расположением, площадью, другими преимуществами, можно обратиться в кадастровый реестр. И только потом уже можно вести разговоры с частным собственником или с органами власти о приобретении земли.

Это позволит избежать наказания за самозахват, штрафа в значительную сумму. Захваченную территорию, в конечном итоге, все равно нужно будет вернуть.

Самовольный захват ЗОП – чем грозит?

Поговорим подробнее о самовольных захватах. Как уже было сказано в предыдущем пункте, все нарушения касательно ЗОП должны быть предусмотрены законом нашей страны.

Такой вид нарушения землепользования как самовольный захват территории, предназначенной для общего пользования, причисляется к административному правонарушению и регулируется статьей 7.1 главы 7 Кодекса Административных Правонарушений РФ.

Расследования по этому правонарушению проводят государственные федеральные инспекторы, специализирующиеся на использование и охране тех ЗУ, которые внесены в Росреестр. Статья, регламентирующая это нарушение называется «Самовольное занятие земли».

По ней занятие ЗОП по собственной воле в случаях, если на это не имеется документов, которые предусмотрены законом (или в случаях, если отсутствуют документы на разрешение хозяйственной деятельности), влечет за собой административную ответственность. А именно, штраф для физического лица в размере 500-1000 рублей, для должностного лица от 1000 до 2000 рублей и для юридического лица от 2000 до 20 000 рублей.

Помимо этого, касательно самозахвата действует статья №21 главы 23 Кодекса Административных Правонарушений РФ, которая именуется «Органы, выполняющие государственный контроль за эксплуатацией и охраной земельных участков».

Органы, отмеченные в этой статье, имеют особое право рассмотрения тех дел, которые касаются ситуаций, предусмотренных в статьях 7.10, 7.2 (часть 1), 7.1 (в объеме самовольной уступки права использования участка и мены земли), а также в статьях 8.8., 7.34 КоАП РФ.


Похожие записи:

Напишите свой комментарий ...