Сроки заключения контракта с единственным поставщиком по 44 ФЗ 2023 г.

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Сроки заключения контракта с единственным поставщиком по 44 ФЗ 2023 г.». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Напомним читателям, что в 2018 году в Законе № 223-ФЗ появилась отдельная ст. 3.6, посвященная этому виду закупок. Сформулирована она крайне лаконично – порядок подготовки и осуществления закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и исчерпывающий перечень случаев проведения такой закупки устанавливаются положением о закупке. Собственно, единственное требование закона заключается в том, чтобы заказчик в своем положении о закупке установил закрытый, а не открытый перечень случаев, когда он может провести такую закупку.

Пошаговая инструкция по закупке у единственного поставщика по 223-ФЗ

Решение заключить контракт на закупку у единственного поставщика, согласно 223-ФЗ, принимается комиссией по закупкам, созданной компанией-заказчиком. На начальном этапе процедуры задача комиссии – обосновать прямую закупку у данного контрагента и аргументировать нецелесообразность и невыгодность проведения этой процедуры на конкурентной основе.

Список документов, подтверждающих необходимость сотрудничать с единственным подрядчиком, может включать:

  • учредительную и правоустанавливающую документацию;
  • лицензии;
  • допуски СРО;
  • аналитику рыночных цен (из которой очевидно, что предложение данного кандидата – самое выгодное);
  • информацию о ключевых условиях заключаемого контракта, его стоимость.

Когда проводится закупка 44 ФЗ:

Новые требования при закупке ТРУ у единственного поставщика
22 октября 2020 г. вступило в силу постановление Правительства РФ № 1649. Оно предусматривает возможность приобретать у единственного поставщика ТРУ для государственных нужд только после проведения экспертизы.
Обращение государственного заказчика в Правительство обязательно должно содержать:
  • описание объекта закупки;
  • экономическое обоснование того, что нецелесообразно проводить закупку конкурентным способом;
  • сведения о предполагаемом поставщике;
  • обоснование выбора данного поставщика.
Каждое подобное обращение теперь должно сопровождаться тремя экспертными заключениями:
  • по обоснованию цены госконтракта с поставщиком (подготовку заключения проводит Минфин);
  • по соответствию инициативы договорам ЕАЭС (подготовку заключения проводит Минэкономразвития);
  • по оценке перспективы изменения состояния конкуренции на том или ином рынке в результате принятия предложения (подготовку заключения проводит ФАС).
На основании представленных заключений Правительством принимается решение о целесообразности проведения закупки неконкурентным способом.
В результате реализации постановления ожидается не только повышение эффективности осуществления госзакупок, но и сокращение случаев выбора единственным поставщиком тех исполнителей, которые не обладают достаточными возможностями и компетенциями для надлежащего исполнения контракта.

Случаи применения Закупки у единственного поставщика по 44-ФЗ строго регламентированы статьей 93 Закона № 44-ФЗ и допускаются в отношении определенных видов закупок, так как при таком способе определения поставщика возможно возникновение целого ряда коррупционных составляющих.

Применение Закупки у единственного поставщика в рамках 44-ФЗ

Возможность осуществления закупки у единственного поставщика предусмотрена законом в первую очередь для того, чтобы дать право заказчикам заключить прямой договор там, где проведение конкурентных процедур невозможно или по каким-либо причинам является нецелесообразным.

Например, данный способ закупок допускается в следующих случаях.

закупка работ и услуг в области капитального строительства и ремонта объектов недвижимости (в том числе авторский контроль на стадиях разработки проектной документации и строительства);

контракты на покупку уникальных культурных ценностей, произведений искусства, музыкальных произведений;

закупка коммунальных услуг, услуг электро- и теплоснабжения;

закупка товаров и услуг у компаний, относящихся в соответствии с действующим законодательством к субъектам естественных монополий;

контракты на покупку земельных участков и объектов недвижимого имущества;

заключение договоров аренды недвижимости для обеспечения государственных нужд;

закупки в области военной сферы и сферы обеспечения обороноспособности страны (в связи с необходимостью соблюдения режима сохранения государственной тайны и отсутствия конкурентной среды в данном сегменте);

закупки в области обеспечение визитов иностранных делегаций и представительств;

некоторые виды закупок в области культуры и спорта;

закупки лекарственных препаратов? предназначенных для назначения пациенту при наличии медицинских показаний.

Этапы проведения закупки у единственного поставщика, подрядчика, исполнителя

Процедуру закупки у единственного поставщика условно можно разделить на несколько этапов.

  1. Общая подготовка к проведению закупки у единственного поставщика включает в себя поиск и выбор поставщика, подрядчика, исполнителя, согласование возможности проведения закупки у единственного участника (при необходимости). Напомним, что правила согласования возможности заключения контракта с единственным поставщиком установлены Приказом Минэкономразвития России от 13.09.2013 N 537.
Читайте также:  Нормы провоза багажа авиакомпании «Аэрофлот»

К сведению. Учреждение физической культуры и спорта обязано согласовывать закупку у единственного поставщика, если конкурентные процедуры — конкурс, аукцион, запрос котировок или предложений — признаны несостоявшимися (п. п. 24, 25 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ). В остальных случаях согласовывать заключение контракта не требуется.

  1. Подготовка документов для проведения закупки у единственного поставщика. На данном этапе разрабатывается проект контракта, заключаемого с единственным поставщиком, составляется отчет о невозможности или нецелесообразности использования иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) (ч. 3 ст. 93 Закона N 44-ФЗ). Кроме того, в таком отчете необходимо обосновать цену контракта и иные существенные его условия. Затем в информационной системе размещается извещение, если это необходимо в соответствии с требованиями Закона N 44-ФЗ, а оно обязательно при осуществлении закупки у единственного поставщика в случаях, предусмотренных п. п. 1 — 3, 6 — 8, 11 — 14, 16 — 19 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ. Срок размещения извещения в единой информационной системе — не позднее чем за 5 календарных дней до даты заключения контракта (ч. 2 ст. 93 Закона N 44-ФЗ).
  2. Заключение контракта с единственным контрагентом. Для этого проверяется факт внесения выбранным поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обеспечения исполнения контракта, а затем подписывается контракт. Отметим, что по общему правилу, установленному ч. 1 ст. 96 Закона N 44-ФЗ, заказчик обязан включить в контракт условие об обеспечении исполнения контракта. Однако для закупок у единственного поставщика по основаниям, предусмотренным п. п. 4 — 11, 13 — 15, 17, 20 — 23, 26, 28 — 34 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, сделано исключение, и заказчик может не включать в контракт условие об обеспечении контракта.
  3. Уведомление о заключении контракта контролирующего органа (при необходимости). На названном этапе подготавливается и направляется в адрес соответствующего контролирующего органа уведомление о проведении закупки у единственного поставщика. Такое уведомление необходимо, только если закупаются работы или услуги, которые могут оказать или выполнить органы власти, либо если закупка организована для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций или срочного медицинского вмешательства (п. п. 6, 9 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ). В остальных случаях уведомление не требуется.
  4. Проведение экспертизы. Согласно ч. 4 ст. 94 Закона N 44-ФЗ заказчик обязан привлекать экспертов, экспертные организации к проведению экспертизы поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги в случае, если закупка осуществляется у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), за исключением случаев, предусмотренных п. п. 1, 4 — 6, 8, 15, 17, 18, 22, 23, 26 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ.

Разработка отчета о невозможности (нецелесообразности) закупки иными способами

Чуть больше чем в половине случаев закупок у единственного поставщика необходимо составить отчет, в котором будут объяснены причины выбора неконкурентной закупки. Заказчик получит полное право на ее проведение, если применение других способов невозможно. Например, можно сослаться на недостаток времени для проведения закупки другими способами. Зачастую такую причину указывают, когда возникает авария. Если заказчик объяснит нецелесообразность конкурентной закупки, контракт также можно будет заключить с единственным поставщиком.

Отчет составляют в следующих случаях:

  • закупки у органов власти (п. 6 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ);
  • безопасность (пп. 3, 40, 41 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ);
  • медицина и ликвидация чрезвычайных ситуаций (пп. 9, 34 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ);
  • культура, наука, образование и спорт (пп. 10, 13, 14, 17, 18, 35, 37 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ);
  • закупки при участии учреждений уголовно-исполнительной системы (пп. 11, 12 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ);
  • недвижимость (пп. 22, 23, 31, 32, 38, 39, 43 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ);
  • закупки для нужд госаппарата (п. 30 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ).

Отчет должен быть документально оформлен и подписан руководителем (уполномоченным лицом заказчика).

Конкретный перечень существенных условий, который должен быть отражен и обоснован в отчете, Законом № 44-ФЗ не установлен. Как правило, документ представляет собой таблицу, которая содержит следующие данные:

  • идентификационной код закупки;
  • наименование заказчика;
  • указание на то, что закупку проводят у единственного поставщика, и соответствующий пункт части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ, являющийся основанием для такой закупки, а также обоснование такой потребности (например, неисправность электрической проводки привела к выводу из строя всех компьютеров класса информатики; поскольку авария произошла за неделю до проведения экзаменов, необходимо организовать срочную закупку техники по основанию, указанному в пункте 9 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ);
  • существенные условия контракта (в отдельных случаях достаточно указать его предмет, наименование товаров (работ, услуг) и их количество; цену контракта, сроки поставки (исполнения, оказания)), каждое из которых тоже необходимо обосновать (в частности, количество новых компьютеров соответствует числу выведенных из строя устройств; поставка и настройка компьютеров — в соответствии с планируемым сроком проведения экзаменов);
  • дату подготовки контракта.
Читайте также:  Всё о подгузниках для детей: польза или вред?

Согласно части 4 статьи 94 Закона № 44-ФЗ в отдельных ситуациях в обязанности заказчика входит приглашение специалистов для проведения к участию в экспертизе результатов по контракту с единственным поставщиком. Сюда относятся случаи, указанные в пунктах 10—13, 16, 24, 31, 34, 35, 37—39, 43 части 1 статьи 93, а также части 4.1 статьи 94 Закона № 44-ФЗ. Причем при закупках по основанию пункта 24 требование действует только для обеспечения региональных и муниципальных нужд.

Заказчик может не проводить экспертизу:

  • при закупках по остальным основаниям;
  • если объект закупки представляет собой услуги экспертов или экспертных организаций;
  • когда итогом работы является проектная документация объекта капитального строительства (результаты инженерных изысканий, прошедших экспертизу).

Отчет об исполнении контракта, публикуемый в единой информационной системе, составляют во всех случаях закупок из единственного источника, кроме малых. В него включают сведения и документы, перечисленные в частях 9, 10 статьи 94 Закона № 44-ФЗ.

Порядок проведения закупки

  1. Для начала закупщику необходимо подготовить соответствующие документы: приказ или иной документ об осуществлении закупки, документы, подтверждающие подтверждение закупки у ЕП, а также обращение о согласовании заключения контракта.
  2. Затем заказчик должен разработать и утвердить проект контракта, а также выполнить расчёт и обоснование его цены. Это предусмотрено не для всех видов закупок, но по желанию поставщика НМЦК может включаться в контракт даже тогда, когда это необязательно. Также на данном этапе от заказчика требуется подготовить отчёт об основании заключения контракта, где должна быть обоснована нецелесообразность проведения иных видов конкурса.
  3. Если контракту требуется согласование с контролирующим органом — после подготовки отчёта необходимо обратиться в соответствующую инстанцию. Если нет — получить от исполнителя документ по обеспечению обязательств по исполнению контракта и подписать сам контракт. После этого, если специфика контракта требует уведомления контролирующего органа — направить извещение ответственному лицу.
  4. Если уведомление не требуется, заказчику только остаётся принять результаты проведения закупки.

Что такое прямой контракт по 44-фз

Кратко понятие прямого договора по 44 ФЗ подразумевает заключение контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем). То есть конкурентные процедуры при этом не нужны. Заключение контрактов с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) регламентировано статьёй 93 44-ФЗ. В отдельных случаях заключение таких контрактов ограничено суммой сделки и допустимым объёмом таких закупок.

Так, в соответствии с п.4 ч.1 статьи 93 заказчики вправе осуществлять закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую 600 тысяч рублей.

При этом годовой объём закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании этого пункта, не должен превышать 2 млн рублей или не должен превышать 10% совокупного годового объёма закупок заказчика и не должен составлять более чем 50 млн рублей. Указанные ограничения годового объёма закупок не применяются только в отношении закупок, осуществляемых заказчиками для обеспечения муниципальных нужд сельских поселений.

Отдельные заказчики могут осуществлять закупки ТРУ по п.5 ч.1 статьи 93 на сумму, не превышающую 600 тыс. рублей. При этом годовой объём таких закупок не должен превышать 5 млн рублей или не должен превышать 50% совокупного годового объёма закупок заказчика и не должен составлять более чем 30 млн рублей.

В список таких заказчиков включены учреждения культуры, работающие в сфере сохранения объектов культурного наследия, причём как муниципального, так и федерального уровня. Сюда же отнесены зоопарки, парки отдыха, библиотеки, научные организации, цирки, музеи, архивы и пр. В пункте 5 части 1 статьи 93 ФЗ №44 чётко прописано, кто может осуществлять такие закупки.

Если закупка товара по п.4 и 5 ч,1 статьи 93 осуществляется в электронной форме с использованием электронной площадки, то заключить контракт можно на сумму, не превышающую трёх миллионов рублей. При этом годовой объём таких закупок не увеличивается.

Прямой договор по 44 ФЗ – не обязанность заказчика, а его законное право. Контрагентом является выбранное им самостоятельно физическое либо юридическое лицо.

Читайте также:  Отказ отца от доли в квартире в пользу дочери

Заключение такого контракта удобно в силу следующих причин:

  • обеспечение возможности работы с уже проверенным поставщиком;
  • максимально простая процедура, которую сложно нарушить;
  • минимальные сроки выполнения закупки;
  • отсутствие необходимости в подготовительных мероприятиях по выбору поставщика, размещению документации в ЕИС.

Инструкция по заключению прямого договора с поставщиком через ЕАТ

Заключение договора с единственным поставщиком возможно не только на бумаге, но и в электронной форме. Такая возможность предоставляется через единый агрегатор торговли (ЕАТ) «Берёзка». Алгоритм действий несложный.

  • Для начала следует позаботиться об издании приказа о том, что закупка будет проводиться именно таким способом.
  • Закупочный отдел берёт на себя задачу предварительного расчёта стоимости и обоснования НМЦК, составляет шаблон договора.
  • Оператор ЕАТ берёт на себя задачу поиска поставщика. Надлежит также направить ему в цифровом формате требуемые документы по сделке вместе с предложением подписать контракт.
  • Исполнитель должен получить и проект прямого договора по 44 ФЗ.
  • При достижении обоюдного согласия происходит непосредственно заключение сделки.
  • При наличии в условиях договора пункта об обязательном обеспечении контрагенту нужно позаботиться о внесении оговорённой суммы в установленный срок.

Международные обязательства РФ по установлению случаев закупки у единственного поставщика

В ч. 4 ст. 2 Закона о контрактной системе установлен приоритет норм, предусмотренных международным договором Российской Федерации, а потому уместно обратиться к тексту Соглашения о государственных (муниципальных) закупках от 9 декабря 2010 г., заключенного между Правительствами Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации (далее — Соглашение) . Характеризуя данное Соглашение, Л.В. Андреева отмечает, что оно содержит в себе императивные правила по наиболее важным и общим вопросам закупок, а установленные им требования в целом соответствуют положениям Закона о контрактной системе .

СЗ РФ. 2012. N 5. Ст. 540. Соглашение ратифицировано Федеральным законом от 11 июля 2011 г. N 176-ФЗ. В соответствии с решением Высшего Евразийского экономического совета от 19 декабря 2011 г. N 9 Соглашение вступило в силу с 1 января 2012 г.
См.: Андреева Л.В. Формирование контрактной системы в России в условиях экономической интеграции // Публичные закупки: проблемы правоприменения: Материалы Всероссийской научно-практической конференции (14 июня 2013 г., МГУ им. М.В. Ломоносова). М., 2013. С. 16, 17.

Среди прочего в ст. 13 Соглашения сторонам предписывается пользоваться единым Перечнем случаев закупки способом из одного источника (у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика)), установленным в приложении N 1 к Соглашению.

Стороны могут сократить данный Перечень в одностороннем порядке путем внесения изменений в национальное законодательство о публичных закупках. А вот дополнение перечня закупок у единственного поставщика новыми случаями допускается только при соблюдении определенной процедуры: орган государственной власти, осуществляющий нормативно-правовое регулирование в сфере закупок, либо национальный контролирующий орган в сфере закупок, либо высший орган исполнительной власти заблаговременно, но не позднее 30 календарных дней до принятия соответствующего решения, в письменной форме уведомляют Комиссию Таможенного союза и каждую из сторон.

Библиографический список

  1. Андреева Л.В. Закупки товаров для федеральных государственных нужд: правовое регулирование. М., 2009.
  2. Андреева Л.В. Формирование контрактной системы в России в условиях экономической интеграции // Публичные закупки: проблемы правоприменения: Материалы Всероссийской научно-практической конференции (14 июня 2013 г., МГУ им. М.В. Ломоносова). М., 2013.
  3. Дон В. «Третья реформа госзаказа»: противоречие договорам РФ // Аукционный вестник. 2013. N 144(06.96).
  4. Интервью с главным научным сотрудником Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, заслуженным юристом РФ, профессором Н.И. Клейн // Конкурентное право. 2012. N 1.
  5. Кичик К.В. Государственный (муниципальный) заказ России: правовые проблемы формирования, размещения и исполнения. М., 2012.
  6. Наумов И. К процедуре госзакупок подключили нового регулятора // Новая газета. 2013. 22 авг.

Обеспечение контракта для малого бизнеса

Требования к обеспечению контракта мягче в закупках для субъектов малого предпринимательства (СМП) и социально ориентированных некоммерческих организаций (СОНКО):

  • Обеспечение устанавливается в виде процента от цены, предложенной победителем закупки, а не от НМЦК. Это исключает ситуации, когда СМП обязан предоставить обеспечение в размере, превышающем стоимость самого контракта.
  • СМП может совсем не предоставлять обеспечение, если подтвердит свою добросовестность — три контракта из реестра контрактов, которые он исполнил за последние три года до даты подачи заявки. При этом контракты должны быть исполнены без штрафов и их сумма должна быть не менее НМЦК текущего контракта.


Похожие записи:

Напишите свой комментарий ...