Куда обратиться по защите прав трудовых работников?

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Куда обратиться по защите прав трудовых работников?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Самым мирным путем избежать нарушения права работник можно при помощи самозащиты. Чтобы знать свои трудовые права, нужно быть знакомым со статьями ТК РФ. Он представляет собой наглядное пособие, как делать можно и как делать нельзя.

Защита прав трудовых работников – самозащита

Как только сотруднику стал известен факт нарушения, необходимо приступать к действию. Для начала нужно попытаться в устном порядке обсудить с руководителем возникшую проблему, найти компромисс. Если в устном порядке договориться не пришлось, то следует направить в организацию письменное обращение, в котором подробно изложить суть вопроса. Обращение лучше направить заказным письмом с приложением уведомления, чтобы быть уверенным в том, что получателю оно доставлено.

Согласно законодательству ответ должен последовать в месячный срок. В случае не разрешения проблемы, следующим шагом является обращение в профсоюзный орган организации, а затем в государственные органы по защите трудовых прав.

Способы защиты, которые используются при защите прав сотрудников

Все эти способы перечислены ниже:

  1. Пропаганда исполнения ТК всеми возможными способами. В первую очередь, через самые часто используемые СМИ.
  2. Установление на государственном уровне (с помощью других документов трудового законодательства) максимально достойных рабочих условий на предприятии. Сюда же включена гарантия трудовых прав, которые повышаются и по необходимости дополняются. Они развиваются региональными трудовыми законами.
  3. Постоянное повышение демократичности производства. Она может быть осуществлена как с помощью представителей, так и непосредственно. Под демократией через представителей понимается «через других сотрудников или профсоюзные организации». Важно, чтобы сотрудники сами помогали формировать правила внутреннего распорядка, решать, нужно ли заключать коллективные договоры. Очень важно, чтобы не только работодатель выносил подобные решения. Этим способом осуществляется своеобразное равенство работодателя и трудящихся на него людей.

В том числе способы предполагают и осуществление такого важного момента, как социальной защиты персонала.

Кроме того, права сотрудников обязаны защищать организации, которые занимаются решением трудовых споров. Не менее важно, чтобы обеспечивалась и их социальная защищенность. При необходимости персонал должна иметь возможность обратиться в судебные инстанции.

Кто не имеет права на самозащиту

Существуют некоторые категории сотрудников, которые не имеют права на самозащиту в связи с особой спецификой своей работы. В частности, это:

  • Сотрудники силовых структур, отвечающие за безопасность страны.
  • Сотрудники МЧС.
  • Специалисты аварийно-спасательных служб.
  • Работники госорганов.
  • Сотрудники коммунальных служб, служб связи.
  • Люди, занятые экстренной медицинской помощью.
  • Люди, ответственные за обеспечение стабильной работы опасных производств.
  • Работники противопожарных служб.
  • Работники всех прочих специальностей и должностей, действия которых связаны с обеспечением безопасности.

Ограничения в самозащите связаны с тем, что отказ от работы в данном случае может спровоцировать возникновение угрозы для населения. Однако сотрудники не утрачивают право на защиту полностью. Для отстаивания своих прав они могут обратиться в трудовую инспекцию, судебные органы, прокуратуру.

Кoгдa мoжнo oбpaтитьcя в инcпeкцию пo тpyдoвым cпopaм

Любoй чeлoвeк, пoлaгaющий, чтo eгo тpyдoвыe пpaвa нapyшeны, имeeт пpaвo пoдaть зaявлeниe в тpyдoвyю инcпeкцию. Cтaтьeй 356 Tpyдoвoгo кoдeкca PФ гocyдapcтвeннaя инcпeкция тpyдa нaдeлeнa пoлнoмoчиями пpинимaть и paccмaтpивaть пиcьмa, зaявлeния, жaлoбы, a тaкжe дpyгиe oбpaщeния гpaждaн, в кoтopыx бyдyт yкaзaны фaкты, cвидeтeльcтвyющиe o нapyшeнии иx тpyдoвыx пpaв. A тaкжe пpинимaть нeoбxoдимыe мepы пo ycтpaнeнию нapyшeний и вoccтaнoвлeнию нapyшeнныx пpaв.

Нaпpaвить жaлoбy в гocyдapcтвeннyю инcпeкцию тpyдa мoжeт любoй гpaждaнин, y кoтopoгo ecть зaключeнный c paбoтoдaтeлeм тpyдoвoй дoгoвop. Или физлицo, тpyдoвoй дoгoвop c кoтopым нeдaвнo пpeкpaтил cвoe дeйcтвиe. Кpoмe тoгo, гocинcпeкция пo тpyдy paccмoтpит жaлoбy чeлoвeкa, y кoтopoгo нeт и нe былo тpyдoвoгo дoгoвopa c дaнным paбoтoдaтeлeм, нo oн пoдaвaл aнкeтy для тpyдoycтpoйcтвa, a eмy oткaзaли в пpиeмe нa paбoтy.

Комментарии к ст. 352 ТК РФ

1. Человек, его права и свободы являются высшей ценностью (ст. 2 Конституции РФ). Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства. Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется на основании ст. 45 Конституции РФ. Эта же статья установила право каждого человека защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.

2. Труд — осознанная энергозатратная деятельность человека, требующая приложения усилий, осуществления работы.

Трудовые права — права работников, которые они получили, так как выполняют определенную работу. Они могут представлять совокупность условий работы, оговоренных в трудовом договоре, законодательные права, обычные обязанности и привилегии, ассоциирующиеся с выполнением какой-либо работы. Установление социальных гарантий прав является методом охраны трудовых прав.

Основные права работника изложены в ст. 21 ТК (перечисленные права правильнее было бы считать общими). Основные права работодателя изложены в ст. 22 ТК.

3. Защита прав — принудительный способ осуществления субъективного права, применяемый в отношении обязанного лица в установленном законом порядке компетентными органами либо самим управомоченным лицом в целях восстановления нарушенного права.

Читайте также:  Договор купли-продажи гаража 2023 года

Защиту прав следует отличать от охраны прав. Охрана предусматривает меры, применяемые до нарушения прав и свобод, а защита прав — меры, применяемые после правонарушения, для восстановления нарушенного права.

4. В соответствии со ст. 353 ТК государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, во всех организациях на территории РФ осуществляют органы федеральной инспекции труда.

5. Установление принципов и порядка осуществления государственного надзора и контроля за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, а также системы и полномочий федеральных органов государственной власти, осуществляющих надзор и контроль, относится к ведению федеральных органов государственной власти согласно ст. 6 ТК.

Защита прав работников Федеральной инспекцией труда

Следует отметить, что среди федеральных органов исполнительной власти, наделенных полномочиями по осуществлению контрольно-надзорных функций в сфере применения наемного труда, центральное место занимает Федеральная инспекция труда, которая представляет собой единую централизованную систему, состоящую из федерального органа исполнительной власти, которым является Федеральная служба по труду и занятости (Роструд), и его территориальных органов (государственных инспекций труда).

Руководство деятельностью федеральной инспекции труда осуществляет руководитель федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, — главный государственный инспектор труда Российской Федерации, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством Российской Федерации.

Структура Роструда предусматривает два вида территориальных органов: по урегулированию коллективных трудовых споров и по государственному надзору и контролю за соблюдением законодательства о труде и охране труда, который имеет свою подсистему с учетом сложившихся направлений деятельности. Роструд осуществляет свою деятельность в соответствии с Положением о Федеральной службе по труду и занятости, утвержденным постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 324 (ред. от 11 апреля 2015 г.). Роструд осуществляет надзор и контроль в сфере труда, занятости, альтернативной гражданской службы, специальной оценки условий труда и социальной защиты населения а также осуществляет функции по предоставлению социальных гарантий, установленных законодательством Российской Федерации для социально незащищенных категорий граждан.

Федеральная служба по труду и занятости действует непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Территориальные органы по государственному надзору и контролю состоят из двух подразделений: правового, связанного с надзором и контролем за соблюдением трудового законодательства, и технического, ведающего вопросами охраны труда.

Основным направлением деятельности Федеральной службы по труду и занятости является осуществление государственного надзора и контроля за соблюдением работодателями трудового законодательства, установленного порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве. Наряду с этим она осуществляет государственный надзор и контроль в иных сферах, в частности за нормативно-правовым регулированием, осуществляемым органами государственной власти субъектов РФ в части социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными; за реализацией прав работников на получение обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, назначением, исчислением и выплатой пособий по временной нетрудоспособности за счет средств работодателей. Кроме того, она регистрирует в уведомительном порядке отраслевые (межотраслевые) соглашения, заключенные на федеральном уровне социального партнерства, межрегиональные соглашения; коллективные трудовые споры, возникающие по поводу соглашений, заключаемых на федеральном уровне социального партнерства, коллективные трудовые споры в организациях, финансируемых из федерального бюджета, а также коллективные трудовые споры, возникающие в случаях, когда в соответствии с законодательством РФ в целях разрешения коллективного трудового спора забастовка не может быть проведена.

Осуществление надзора за законностью в сфере применения трудового законодательства обеспечивается в том числе посредством проведения проверок должностными лицами государственной инспекции труда, которые наделены довольно широкими властными полномочиями. В частности, государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства вправе беспрепятственно в любое время суток посещать в целях проведения проверки организации всех организационно-правовых форм и форм собственности, работодателей — физических лиц; запрашивать у работодателей и их представителей, органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, иных организаций и безвозмездно получать от них документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций; изымать для анализа образцы используемых или обрабатываемых материалов и веществ в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, с уведомлением об этом работодателя или его представителя и составлением соответствующего акта (ст. 357 ТК).

Полномочия профсоюзов

В законодательно предусмотренных случаях работодатель должен осуществлять принятие кадровых решений, учитывая мотивированное мнение профсоюза. В число таких случаев можно включить:

  • внедрение неполной рабочей смены (дня, недели) на 6-месячный срок, если по причине изменения организационных (технологических) условий труда предполагается массовое увольнение сотрудников (74 статья ТК РФ);
  • принятие локального нормативного акта (ЛНА), с помощью которого регламентируется порядок осуществления аттестации (81 статья ТК РФ);
  • привлечение сотрудников к сверхурочным работам в случаях, исключая те, которые предусмотрены в 99 статье ТК РФ;
  • принятие ЛНА, формирующий перечень должностей сотрудников, для которых предусмотрен ненормированный рабочий день (101 статья ТК РФ);
  • формирование графиков сменности (103 статья ТК РФ) и др.
Читайте также:  Безвизовые страны для россиян в 2023

Порядок учета мнения выборного органа в ходе принятия ЛНА первичная профсоюзная организация осуществляет на основе 372 статьи ТК РФ. Нормы ЛНА, которые принимаются без соблюдения этого порядка, не должны использоваться.

Коллективный договор (соглашение) предусматривает принятие ЛНА в соответствии с согласованием с представительными органами персонала организации.

Замечание 3

«Согласование» характеризуется более высоким уровнем взаимодействия профсоюза и работодателя, если сравнивать с «учетом мнения». Фактически это значит, что без наличия санкций профсоюза работодатели не смогут вводить в действие все ЛНА или те, которые установлены перечнем.

Профсоюзы играют и определенную роль в ходе принятия работодателями решения об увольнении. Это предусмотрено для некоторый оснований увольнения сотрудников, которые включены в состав профсоюза. Данная роль будет разной в соответствии с тем, является ли сотрудник простым участником профсоюза или руководит им.

Работодатель должен учитывать мнение выборного органа в случаях, если желает уволить работника-члена профсоюза по нескольким основаниям:

  • сокращение штата или численности;
  • несоответствие выполняемым работам (занимаемой должности) по причине недостаточной квалификации (должно подтверждаться с помощью результатов аттестации;
  • неоднократное неисполнение возложенных обязанностей без наличия уважительных причин

373 статья трудового законодательства рассматривает порядок, в соответствии с которым происходит учет мотивированного мнения.

Самозащита работниками трудовых прав

Законом предусмотрена самозащита работниками своих прав. Смысл такого способа защиты в том, что сотрудник пользуется им самостоятельно и на свое усмотрение. Он не обращается в трудовую инспекцию, суд или к профсоюзу. Способами самозащиты могут быть забастовка, мероприятия протеста и другие. Особенностью такого вида защиты прав является бездействие человека.

Применение такого способа возможно только при условии, что работодатель нарушает права работника. В противном случае самозащита является не законной.

К примеру отказ от работы, угрожающей жизни и здоровью сотрудника. Но при этом человек должен письменно об этом уведомить свое руководство. Кроме того, человек может отказаться выполнять свою работу, если руководство не выплачивает ему зарплату или же его просят выполнить работу, не предусмотренную в трудовых обязанностях и другие.

На время таких отказов за сотрудником сохраняются его трудовые права.

Поскольку законодатель не закрепил в законе случаи применения самозащиты, то и принимать решение об использовании этого способа в той или иной ситуации только работнику.

ВНИМАНИЕ: смотрите видео по теме защита трудовых прав работника, а также подписывайтесь на наш канал YouTube, чтобы иметь возможность бесплатной онлайн консультации юриста через комментарии к ролику.

Основаниями для проведения проверок трудовой инспекцией могут служить заявления и жалобы граждан, материалы средств массовой информации, данные судебной практики и другие источники информации. Внеплановая проверка, например, может быть инициирована работниками организации по факту нарушения их трудовых прав (например, неправомерное заключение срочных трудовых договоров в организации), по факту несчастных случаев на производстве или в связи с другими обстоятельствами.

От появления в офисе трудового инспектора не застрахована ни одна организация. Профсоюзный орган или сам «обиженный» работник могут в любое время обратиться в государственную инспекцию труда с жалобой на ваши действия. При этом государственный инспектор труда должен соблюдать конфиденциальность и не обязан сообщать вам о том, кто подал на вас жалобу. К тому же с введением нового Трудового кодекса расширились полномочия федеральных инспекций труда, которые осуществляют государственный контроль и надзор за соблюдением в организациях трудового законодательства.

В соответствии со ст. 357 инспекторы труда имеют право беспрепятственно в любое время суток посещать инспектируемые организации. Для прохода на территорию проверяемой организации достаточно предъявить служебное удостоверение установленного образца.

Перед тем как нарушить трудовое законодательство, руководитель должен помнить, что инспекция не всегда обязана уведомлять о своем приходе. Если инспектор решит, что уведомление о намечающейся проверке нанесет ущерб эффективности контроля и позволит скрыть факт нарушения, он имеет право не вводить вас в курс дела (ст. 12 Конвенции Международной организации труда «Об инспекции труда в промышленности и торговле»). К тому же в законе не оговорены конкретные сроки предупреждения о проведении проверки. Поэтому насколько заблаговременно уведомлять организацию о предстоящей проверке, инспектор решает по своему усмотрению.

При плановой проверке трудовой инспекцией алгоритм процедуры такой же, как и при любой другой, перед началом вы должны ознакомиться с соответствующим распоряжением (приказом) о проведении проверки. Продолжительность инспектирования не должна превышать один месяц. В исключительных случаях этот срок может быть продлен, но не более чем еще на один месяц.

Распространенные нарушения прав работника

Редко можно найти компанию, где соблюдаются абсолютно все права трудящихся. Зачастую они нарушаются даже без злого умысла, когда работник, например, задерживается на работе без оплаты или же выполняет не свою работу, чтобы его заметило начальство. В западных странах более внимательно следят за соблюдением прав простых работников. Обычная ситуация, чем пользуются нечестные работодатели, что работник не знает своих прав.

В России наиболее частые примеры несоблюдения прав трудящегося находятся в следующих областях:

  • порядок заключения трудового договора, а так же его прекращения или изменения;
  • оплата рабочего процесса;
  • охрана трудовой деятельности;
  • режим отдыха и труда;
  • нарушение предоставления компенсаций и гарантий;
  • наложение взысканий.

Правовой основой защиты трудовых прав и законных интересов работников профессиональными союзами являются ТК РФ и Федеральный закон № 10-ФЗ от 12.01.1996 (ред. от 22.12.2014) «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности». Стоит отметить, что согласно ст. 352 ТК РФ одним из способов защиты прав и свобод работников является защита профессиональными союзами 31 .

Читайте также:  Как получить 2-НДФЛ и справку с работы для визы

Федеральным законом от 12.01.1996. № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» установлено, что профсоюз – это добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов. Из рассмотренного определения профессионального союза следует, что он вправе защищать социально-трудовые права и интересы своих членов.

Можно выделить следующие основные направления деятельности профсоюзов 32 :

— повышение условий труда работников;

— представление интересов работников в сфере труда, ведение переговоров с работодателями;

— осуществление профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства работодателями;

— участие в урегулировании возникающих между работниками и работодателями трудовых споров в целях защиты прав и интересов работника, как менее слабой стороны.

Профессиональные союзы занимают особое место в системе органов надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде 33 . Стоит отметить, что профсоюзы, с позиции работников, защищая их трудовые права, имеют своего рода преимущества перед государственной инспекцией и органами прокуратуры. Это выражается в следующих аспектах. Во-первых, профсоюзы имеют возможность ежедневно представлять интересы работников при взаимодействии с работодателями, во-вторых, имеют возможность оперативно провести беседы с работодателями, разъяснить работникам имеющиеся у них права и соответствующие обязанности работодателя. Государственная инспекция труда и органы прокуратуры в свою очередь, имея помимо защиты трудовых прав работников, другие полномочия, не способны настолько оперативно реагировать на нарушения трудовых прав.

Защита трудовых прав государственными органами

Государственный контроль (надзор) по соблюдению трудового законодательства возложен на Государственную инспекцию труда. Порядок деятельности инспекции определяется Правительством РФ. Формой надзорно-контрольной деятельности является инспектирование, осуществляемое по поручению Роструда и структурных подразделений Министерства труда РФ.

Наряду с этим, функция контроля в отдельных сферах деятельности возложена на федеральные органы исполнительной власти. К примеру, функциями Министерства труда и социальной защиты РФ являются осуществление политики государства в сфере труда, его оплаты, охраны труда и так далее. Функциями отдела организации санитарного надзора по гигиене труда, входящего в структуру Роспотребнадзора, является проверка работодателей на предмет соблюдения требований санитарного законодательства.

Также к контролирующим органам относится прокуратура. Прокурор проверяет информацию о нарушениях прав человека, разъясняет порядок защиты прав, принимает необходимые меры для пресечения нарушения прав человека, включая осуществление прокурорской проверки по соблюдению охраны труда работников.

Для инициирования проведения проверки в отношении работодателя работник может использовать жалобу в трудовую инспекцию, в прокуратуру, в Роспотребнадзор, в иные государственные органы. Примеры и рекомендации составления таких документов Вы найдете на сайте.

Защита трудовых прав работников

Юрисдикционную форму защиты составляют судебная и административная формы защиты.) и неюрисдикционная формы защиты трудовых прав. (субъект защиты не обладает властными полномочиями по отношению к субъекту, права которого нарушены. Восстановление нарушенных субъективных трудовых прав в этих случаях происходит в результате переговоров между работником и работодателем без обращения к органам власти. К ним относят: социально-партнерскую форму, самозащиту).

Средства защиты – правовой инструмент, который возбуждает определенную процедуру:1)Судебная форма защиты – иск (в основе лежит реализация субъективного права), судебный приказ.2)Административная – жалоба, либо обращение. 3)Общественная форма – жалоба.4)Самозащита – письменное требование о прекращении противоправного поведения, устранения опасности.5)Заявление — просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или прав.6)Жалоба — просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц.

Государство обеспечивает организацию и осуществление государственного надзора и контроля за соблюдением тре­бований охраны труда и устанавливает ответственность ра­ботодателя и должностных лиц за нарушение требований законодательства в целях предупреждения и устранения на­рушений законодательства об охране труда. Государствен­ный надзор и контроль за соблюдением требований охраны труда служит одним из основных направлений государствен­ной политики в этой области.

Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства осуществляют органы Федераль­ной инспекции труда, а контроль за соблюдением законода­тельства по безопасному ведению работ в отдельных отрас­лях и на некоторых объектах промышленности осуществляют также федеральные надзоры. Внутриведомственный госу­дарственный контроль в подведомственных организациях — федеральные органы исполнительной власти, органы испол­нительной власти субъектов Российской Федерации и орга­ны местного самоуправления.

Защита трудовых прав и свобод представляет собой, с одной стороны, способ (то есть это те действия, которые приводят к возникновению отношений по защите трудовых прав), а с другой — форму, когда в соответствии с процессуальными нормами оформляется акт, которым реально восстанавливается нарушенное право.

Административная форма защиты.Главным образом осуществляется посредством деятельности Федеральной инспекции труда (ФИТ).

ФИТ — единая централизованная система, состоящая из Федеральной службы по труду и занятости (Роструд), и его территориальных органов (государственных инспекций труда). Главный государственный инспектор труда назначается и особождается от должности Правительством по представлению Министра труда и социальной защиты.


Похожие записи:

Напишите свой комментарий ...