2.1 Досудебное урегулирование земельных споров.

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «2.1 Досудебное урегулирование земельных споров.». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Что воспринимается под доказательствами относительно оспаривания процесса межевания? В отличие от других разбирательств, какие не касаются земельной собственности, при решении подобных вопросов свидетельские показания, которые могут давать лица в плане принадлежности определенной части участка или осуществления другой стороной действий по переносу границ, во внимание не принимаются.

При спорных вопросах относительно неверного межевания участков во внимание могут приниматься исключительно результаты проведенных геодезических исследований, измерений и работы. Данный факт связан с тем, что установке пределов предшествует точное определение поворотных точек межи участка – координат, между которыми прокладывается линия.

Возникновение спора может возникнуть в отношении процедуры ошибочного установления границ или перенесения точек или межи самовольно, без получения дополнительного разрешения, согласования и отражения в документации.

Установление границ земельного участка.

Прежде чем перейти к описанию механизма разрешения судебного спора, необходимо остановиться на правилах проведения кадастровых работ по уточнению границ земельных участков.

В соответствии со ст. 11.1 ЗК РФ земельным участком признается часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами. Таким образом, наиважнейшими элементами земельного участка, индивидуализирующими его среди объектов гражданских прав, являются границы. Границы земельного участка определяются в соответствии с Законом № 221-ФЗ, а сведения о них вносятся в государственный кадастр недвижимости, который является прежде всего систематизированным сводом сведений об учтенном в установленном законом порядке недвижимом имуществе.

В государственный кадастр недвижимости среди прочих включаются такие уникальные характеристики участка, как описание местоположения его границ и его площадь (п. 3, 6 ч. 1 ст. 7 Закона № 221-ФЗ). Согласно п. 7, 9 ст. 38 Закона № 221-ФЗ местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат их характерных точек.

При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из данных, имеющихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, а при отсутствии такого документа – из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании (технический паспорт, договоры, свидетельства).

Обратите внимание: при отсутствии документов границами земельного участка признаются границы, существующие на местности 15 лет и более и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.

Споры чаще всего возникают и имеют наибольшую трудность при уточнении границ земельных участков, так как определить координаты характерных точек с помощью правоустанавливающих документов зачастую невозможно. Законодатель учел возможные злоупотребления в данной сфере и ввел процедуру обязательного согласования местоположения границ с правообладателями смежных земельных участков.

Порядок согласования местоположения границ.

Процедура согласования местоположения границ достаточно четко определена в ст. 39 и 40 Закона № 221-ФЗ и является обязательной при проведении кадастровых работ по уточнению границ земельного участка.

В целом процедуру согласования можно разделить на три этапа.

I этап. Подготовительный.

В рамках данного этапа необходимо осуществить следующие действия:

  1. выявить всех заинтересованных лиц (в ч. 3 ст. 39 Закона № 221-ФЗ указано, что это собственники земельных участков, лица, владеющие земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования и аренды). Следует отметить, что в Законе предусмотрены определенные исключения из данного перечня. Выявить заинтересованных лиц можно путем запроса сведений из государственного кадастра недвижимости (они носят открытый характер), хотя в большинстве случаев все заинтересованные лица известны;

  2. определить, каким образом будет осуществляться согласование местоположения границ участка. Закон наделяет заказчика кадастровых работ, коим, как правило, является собственник земельного участка, правом выбора – устанавливать границы земельного участка на местности или нет (ч. 5 ст. 39 Закона № 221-ФЗ). Однако заказчику кадастровых работ нужно помнить, что заинтересованные лица имеют право потребовать согласования местоположения границ с их установлением на местности;

  3. определить порядок проведения согласования местоположения границ земельного участка. Данное решение принимается кадастровым инженером. Законодательством предусмотрены только два варианта этой процедуры: проведение собрания заинтересованных лиц или согласование с каждым из них в индивидуальном порядке (ч. 7 ст. 39 Закона № 221-ФЗ);

  4. довести до заинтересованных лиц информацию о проведении собрания (если кадастровый инженер решил его проводить). Форма извещения о проведении собрания с целью согласования местоположения границ земельного участка утверждена Приказом Минэкономразвития России от 24.11.2008 № 412.

В соответствии с ч. 9 ст. 39 Закона № 221-ФЗ в извещении о проведении собрания с целью согласования местоположения границ земельного участка должны быть указаны:

  • сведения о заказчике соответствующих кадастровых работ, в том числе почтовый адрес и номер контактного телефона;
  • сведения о кадастровом инженере, выполняющем соответствующие кадастровые работы, в том числе его почтовый адрес, адрес электронной почты и номер контактного телефона;
  • кадастровый номер и адрес земельного участка, в отношении которого выполняются кадастровые работы, кадастровые номера и адреса смежных с ним земельных участков (при отсутствии адресов указываются сведения о местоположении земельных участков) либо кадастровый номер кадастрового квартала, в границах которого расположены указанные земельные участки;
  • порядок ознакомления с проектом межевого плана, место или адрес, где можно ознакомиться с проектом;
  • место, дата и время проведения собрания о согласовании местоположения границ;
  • сроки и почтовый адрес для вручения или направления требований о проведении согласования местоположения границ с установлением их на местности и (или) обоснованных возражений в письменной форме.

    Согласно ч. 8 ст. 39 Закона № 221-ФЗ извещение заинтересованных лиц может осуществляться четырьмя способами:

    1. непосредственное вручение извещения под расписку заинтересованным лицам или их представителям;
    2. направление извещения с уведомлением о вручении по почтовым адресам;
    3.направление извещения по адресам электронной почты заинтересованных лиц в соответствии с кадастровыми сведениями (при их наличии);
    4.опубликование сообщения о проведении собрания в порядке, установленном для официальной публикации муниципальных правовых актов и иной официальной информации соответствующего муниципального образования. Однако опубликование допускается лишь в следующих случаях:

      • в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о почтовом адресе любо-го из заинтересованных лиц;
      • получено извещение о проведении собрания о согласовании местоположения границ, направленное заинтересованному лицу посредством почтового отправления, с отметкой о невозможности его вручения;
      • смежный земельный участок расположен в пределах территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения и относится к имуществу общего пользования, либо входит в состав земель сельскохозяйственного назначения и находится в собственности более чем пяти лиц, либо входит в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.

        Классификация земельных споров и их сущность

        В юридической литературе описано много способов классифицировать споры, возникающие в сфере земельных отношений. Каждая из классификаций по-своему точна и имеет право на существование, но наиболее точной и наглядной можно назвать ту, в которой все спорные ситуации условно разделяются на три категории:

        1.Споры, которые вытекают из оспаривания или нарушения прав юридических и физических лиц на земельный участок. Это может быть не только право владения, но и пользования/распоряжения землевладением. Спорная и конфликтная ситуация может быть вызвана тем, что владельцу ограничили права на землю, отказали в предоставлении участка или пересмотре границ. Иногда спор может возникнуть по той причине, что лицо намеренно ввели в заблуждение относительно своих законных прав и интересов.

        В качестве участников спора могут выступать:

        • Исполнительный орган местной власти или органы местного самоуправления с одной стороны, юридическое или физическое лицо – со второй. Основанием для спора и обращения к специалистам в области земельного права является письменный отказ в предоставлении участка, изъятие землевладения, прекращение или ограничение прав со стороны административного правового акта органов власти.
        • Юридические или физические лица с обеих сторон. Такой земельный спор может возникнуть из-за нарушения границ землепользования, создания взаимных помех по владению участком, самовольного занятия земли одной из сторон.

        Суды рассматривают подобную категорию споров в общем порядке искового производства. Аналогично решаются вопросы, связанные договорами купли-продажи, дарения, мены, сервитута, аренды.

        1. Земельно-имущественные споры. Они вызваны как возмещением вреда и убытков, так и нарушением прав, которые не вызвали материальных потерь. Данные споры рассматриваются в одном производстве арбитражным судом.
        2. Спорные ситуации, которые возникают на основе земельных правоотношений. Данная категория не предполагает решение конфликтов, вызванных правом на владение земельным участком. В нее попадают ситуации, когда стороны не могут договориться насчет нюансов распоряжения или пользования землевладением.

        Отечественное законодательство в области землепользование допускает передачу споров на рассмотрение в третейский суд, который выносит справедливое решение большинством голосов. Отличительной особенностью решений третейского суда является их исполнение в принудительном порядке по исполнительному листу от суда общей юрисдикции. Это происходит, если вынесенное решение не было изначально исполнено в добровольном порядке.

        Как доказать, что кадастровую стоимость определили по недостоверным сведениям?

        Кадастровую оценку недвижимости проводит кадастровый инженер, который во время оценки руководствуется множеством факторов. Специалист принимает во внимание местоположение объекта недвижимости, размер, в какой зоне находится объект (например, санитарно-защищенная зона), какие особые условия использования недвижимости, целевое предназначение объекта.

        При оценке помещения во внимание принимается материал, из которого сделаны стены, срок службы здания и его износ, относится постройка к аварийным зданиям или нет.

        Если один из пунктов был не учтен или кадастровый инженер допустил ошибку при внесении данных, оценка является недостоверной, заявитель вправе подать обращение на исправление ошибок результатов кадастровой стоимости.

        К заявлению об исправлении кадастровой стоимости прикладываются данные из Единого Государственного Реестра Недвижимости, справка из БТИ (Бюро Технической Инвентаризации).

        Внесудебное урегулирование земельного спора

        Практически любой земельный спор можно довольно быстро разрешить без обращения в судебные органы, особенно если обе стороны конфликтной ситуации заинтересованы в мирном урегулировании проблемы. Кроме того, если текущий владелец земельного участка своевременно не обратился к своему соседу с просьбой о проведении процедуры повторного межевания, тогда ему могут отказать в судебной защите. Дело в том, что при внесении изменений фактическая площадь земельного участка соседа может измениться в меньшую сторону, а значит, истцу необходимо соблюдать досудебный порядок урегулирования спора.

        Установление границ земельного участка в суде

        Рассмотрением исковых заявлений с требованием установить границы территории занимаются районные суды. Решение пограничного земельного спора состоит из следующих этапов:

        • Подача иска с необходимым пакетом документации на недвижимость (выписка ЕГРН, правоустанавливающие документы, акт согласования площади с заинтересованными сторонами);
        • Анализ предоставленных справок и назначение даты заседания, на котором должны присутствовать истец и ответчик;
        • Прения участников судебного процесса, рассмотрение доказательств, показания свидетелей;
        • Вынесение решения судьей.

        Претензия кадастровому инженеру: Образец

        От квалификации специалиста по инженерных изысканиям зависит, поставят ли вашу недвижимость на госучет. Поэтому к выбору подрядчика нужно подходить ответственно. Даже незначительная ошибка может привести к отказу в регистрации и вызвать пограничные споры. Подавать претензию кадастровому инженеру необходимо в таких случаях:

        • Незаконная прирезка соседних соток и увеличение площади надела за счет неправильной установки границ;
        • Отказ в возврате денежных средств после неправильно произведенных замеров;
        • Непрофессионализм — ошибки в бланках или расчетах;
        • Отказ в регистрационных действиях Росреестром из-за неточностей в межевом деле;
        • Игнорирование процедуры согласования границ с соседями;
        • Отказ вносить исправления после обнаружения ошибок.

        Из чего состоит досудебное урегулирование земельных споров?

        То, насколько эффективно будет разрешен возникший спор, во многом зависит от правильного подхода и порядка выполняемых действий. В большинстве случаев порядок решения земельных споров без привлечения суда можно разделить на такие этапы:

        • подготовка претензий – стороне, чьи права нарушаются, нужно прежде всего грамотно изложить свои претензии: в чем, по ее мнению, вторая сторона не права и что нужно сделать для урегулирования конфликта. В зависимости от сути и причин спора, претензии могут быть различными: прекратить нарушать границы земельного участка, пересмотреть неправомерное решение, устранить препятствия для использования земли и т.д. Закон не требует в обязательном порядке готовить претензию в письменном виде (если речь не идет про юридические лица – для них это обязательно), но всё же рекомендуется подготовить соответствующий документ и вручить его второй стороне (или отправить по почте заказным письмом). В самой претензии укажите, в чем вы видите нарушения, какие возможные пути их устранения, доказательства в пользу вашей позиции (в том числе документы, имеющие отношение к спору), а также не забудьте упомянуть, что в случае игнорирования требований вы оставляете за собой право обратиться в суд – зачастую это действует намного лучше, чем другие методы;
        • проведение переговоров – именно во время переговоров можно уладить возникший спор и обойтись без судебных разбирательств. Если вторая сторона конфликта не проигнорирует претензии, необходимо встретиться (лучше, если в присутствии вашего юриста) и попытаться договориться о том, каким образом конфликт может быть улажен. Если вы действительно хотите разрешить спор, не следует начинать с угроз и категоричной позиции, нужно вести себя достаточно дипломатично, идти на компромиссы – ведь даже частичное удовлетворение ваших требований уже лучше, чем полное их игнорирование. Во время переговоров будьте активны, выдвигайте различные предложения, которые могут быть выгодными и для вас, и для оппонента, привлеките на свою сторону опытного юриста, который также может участвовать в процессе урегулирования спора;
        • подписание соглашения – если удалось добиться взаимовыгодного решения, которое разблокирует решение конфликтной ситуации, обязательно изложите его на бумаге с максимальными и подробностями (кто какие действия должен выполнить, какие обязательства на себя берет и т.д.) и подпишите вместе с представителем второй стороны. Это будет страховкой от того, что после ухода с переговоров никто не передумает. Если удалось подписать соглашение – отлично, на этом спор исчерпан. Если же нет, то дорога дальше одна – в суд.

        Судебная практика по восстановлению границ участка земли

        Статья 304 Гражданского кодекса Российской Федерации дает возможность гражданину предъявлять требования по устранению нарушений прав человека в любом случае, даже если эти нарушения не затрагивают имущественных прав. Такая формулировка иногда вводит в ступор людей. Становится непонятно, на что может рассчитывать человек при явном нарушении его права.

        Право на использование земельного участка у каждого гражданина возникает на основании следующих документов:

        • договор приватизации (границы определяются государством и указываются при передаче права собственности);
        • договор дарения (границы указаны в кадастровом паспорте и остаются неизменными при передаче права собственности);
        • договор купли-продажи (границы указываются в договоре, а также в кадастровом паспорте и плане, они остаются неизменными в том случае, если гражданин продает все принадлежащее ему имущество);
        • свидетельство о наследовании.

        В последнем случае чаще возникают нестыковки. Ведь в свидетельстве не указывается четких границ земли. Именно поэтому иногда права наследников нарушаются.

        Важно! Часто конфликты возникают, просто потому что недобросовестный сосед решил увеличить свою территорию за счет прилегающей площади.

        Восстановить свои права не трудно. Но с другой стороны потребуется много времени для сбора документации, проведения досудебного урегулирования конфликта, а также для представления своей стороны в суде.

        Закон Российской Федерации гласит, что каждый собственник вправе эксплуатировать свой земельный участок в пределах собственного владения.

        Чтобы предъявить требования, стоит подготовить весомую доказательную базу и подать исковое заявление в суд.

        Не нужно забывать о приложении дополнительной документации, которая в дальнейшем послужит в качестве доказательства по делу:

        • правоустанавливающие бумаги на земельный участок;
        • кадастровый паспорт и по возможности кадастровый план на земельный участок;
        • результаты проведенной экспертизы.

        Истец вправе потребовать снести заграждения и установить точные границы земельного участка, но решение примет суд.

        Как признать межевание земельного участка соседа недействительным?

        В редакции по состоянию на 8 мая 2019 г.

        Из-за множества ошибок и злоупотреблений, допущенных при межевании, актуальным является вопрос признания ошибочного межевания недействительным.

        Статья 61 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» устанавливает порядок исправления ошибок, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости.

        Из данной статьи следует, что исправление реестровой ошибки в сведениях Единого государственного реестра недвижимости о местоположении границ земельного участка осуществляется органом регистрации прав путем внесения изменений в сведения Единого государственного реестра недвижимости о местоположении границ и площади такого земельного участка.

        Закон не предусматривает простое исключение ошибочных сведений Единого государственного реестра недвижимости о местоположении границ земельного участка без внесения в реестр новых сведений.

        Между тем в реальной судебной практике встречается еще много случаев, когда внести изменения в описание границ земельного участка ответчика невозможно, например, из-за того, что будут затронуты земельные участки нескольких других лиц, не участвующих в деле. В таких случаях восстановить права истца можно не иначе как путем исключения ошибочных сведений о границах земельного участка ответчика из Единого государственного реестра недвижимости.

        Самым распространенным примером конфликтной ситуации между владельцами соседних земельных участков является установка забора не на своей территории.

        Соответственно, собственник, который считает, что его законные интересы нарушены, может обратиться в геодезическую компанию и провести повторно межевание, но уже со своей стороны. Инженер приедет на участок и сверит информацию, зафиксированную в документах, предоставленных Росреестром.

        Инженер обязан приехать на участок, по поводу которого возник конфликт, поскольку ошибки могут случиться и из-за того, что он не выезжает на место, а основывается лишь на данных о координатах и картографических сведениях.

        Отметим и тот факт, что ошибку можно обнаружить даже в уже имеющихся документах о кадастровом учете. Особенно это часто происходит, когда межевание проводилось очень давно, более 10 лет назад.

        Связана такая ситуация чаще всего с несовершенством или погрешностью приборов, используемых в геодезии. Для разрешения вопроса и приходится применять повторную экспертизу.

        Рассмотрим, что говорит об этом судебная практика.

        Иванов обратился в суд с исковым заявлением, ответчиком по которому является Кузнецов. Он требовал признать действующий план межевания недействительным, а также определить точное место прохождения границы между участками. Иванов отметил, что является владельцем земли уже 20 лет. На протяжении всего этого времени для определения границы между его участком и территорией Кузнецова они ориентировались на забор и колодец. После проведения год назад ответчиком межевания его участок сместился так, что забор остался на владении Кузнецова. В результате получилось, что он самовольно захватил часть земли истца. Важным было и то, что в момент проведения межевания Иванов не присутствовал на месте. Кроме того, он даже не был нужным образом оповещен, вследствие чего и подпись в акте согласования с его стороны не проставлена. По результатам рассмотрения дела суд встал на сторону гражданина Иванова, признал, что работы по определению границ участка были проведены с нарушениями.

        Читайте также:  Можно ли сдать на права без обучения в автошколе?

        Здесь следует также отметить, что во внимание принимается следующее положение законодательных актов: если в документах нет информации о границах земельных наделов, то для их определения могут использоваться существующие искусственные объекты (колодец, забор, деревья, столбы).

        Какой межевой план считается верным

        Порядок проведения и согласования геодезических работ чётко указан в ФЗ-221 от 24.07.2007:

        1. работы может выполнять только лицензированная организация, а так же специалист, внесённый в реестр кадастровых инженеров;
        2. о планируемом проведении измерений оповещаются землепользователи всех соседних (смежных) участков. Если их контакты неизвестны, собственник должен позаботиться об их поиске: получить сведения в кадастровой палате и отправить заказные письма;
        3. измерения проводятся с обязательным выездом на местность, с использованием специальных приборов. Замеряются длина, ширина, угол наклона, рельеф местности, близость объектов общего пользования, водоёмов, особенностей окружающей поверхности;
        4. по итогам составляется акт обследования участка, межевой или технический план;
        5. он в обязательном порядке подписывается землепользователями смежных участков;
        6. после подписания план регистрируется в кадастровой палате.

        Пересечение границ земельных участков, выявленное на этапе проведения процедуры согласования границ

        Статья 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее — Закон о кадастре недвижимости) устанавливает состав сведений государственного кадастра недвижимости об объекте недвижимости. В частности, к таким сведениям относятся описание местоположения границ объекта недвижимости, если объектом недвижимости является земельный участок, и площадь земельного участка.

        Несмотря на то что упомянутые характеристики являются уникальными, т.е. позволяют идентифицировать объект недвижимости как индивидуально-определенную вещь, на практике нередко можно столкнуться с тем, что в кадастре такие сведения отсутствуют или указаны не в соответствии с нормами действующего законодательства (например, границы установлены с использованием устаревшей системы координат).

        Следует отметить, что при таких обстоятельствах может возникнуть вопрос о существовании объекта недвижимости как такового (см., напр.: дело Арбитражного суда Пермского края N А50-9824/2007).

        В качестве примера обозначенной проблемы можно рассмотреть ситуацию с ранее учтенными земельными участками. В соответствии с п. 21 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости решение о внесении в кадастр сведений о ранее учтенном земельном участке принимается на основании правоустанавливающих документов (свидетельства о праве собственности, праве пожизненно наследуемого владения, государственного акта, удостоверяющего право собственности на землю, и др.), которые не содержат информации о границах земельного участка.

        Утвержден Приказом Минэкономразвития России от 04.02.2010 N 42.

        Таким образом, перед правообладателем ранее учтенного земельного участка встает необходимость внести в кадастр недостающие сведения о его границах.

        В соответствии со ст. 22 Закона о кадастре недвижимости сведения государственного кадастра недвижимости об уникальных характеристиках земельного участка (описание местоположения границ и площадь) могут быть изменены только на основании заявления и межевого плана, а также в случае, предусмотренном ч. 14 ст. 45 указанного Закона, в соответствии с которой орган кадастрового учета вправе уточнять местоположение границ ранее учтенного земельного участка с использованием картографической основы кадастра в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений. Однако соответствующий нормативный правовой акт к настоящему времени не принят.

        В ходе указанного процесса могут возникнуть несколько этапов. Изначально гражданину потребуется обратиться в организацию, занимающуюся рассматриваемыми видами работ. Стоит обратить внимание на то, лицензирована деятельность фирмы или нет. В последнем случае нужно отказаться от сотрудничества с ней. Указанная компания занимается подготовкой необходимой документации. В частности, происходит составление соглашения, в котором отражены все тонкости. Эти особенности относятся к собственнику надела и указанной организации. На следующем этапе происходит сообщение соседям о том, что производится указанный процесс. Это сообщается тем, с кем возникли спорные отношения.

        Сделать это необходимо в форме отправки соответствующего уведомления. Если процедура будет проводиться в их отсутствие – возникнуть новые сложности. Далее происходит замер и определение границ территории кадастровым инженером. Указанное должностное лицо занимается оформлением межевой документации, в которой ставятся подписи всеми, кто участвует в процессе. В том числе, должны быть росписи владельца земельного надела, его соседей, представителей администрации муниципалитета и инженера.

        ВНИМАНИЕ !!! Специалист укажет время, когда можно будет забрать готовую документацию. Зачастую на изготовления данного акта уходит порядка 1 месяца.

        В последнюю очередь происходит регистрационная процедура. Для этого обращаются в Росреестр.

        Досудебное урегулирование споров о границе с соседом

        Законодательством не установлено правило об обязательном соблюдении истцом досудебного порядка по урегулированию земельного спора. Таким образом, истец, обнаружив нарушение своих прав, может сразу обращаться в суд с иском. НО, иногда суды возвращают истцам подобные иски, ссылаясь как раз на то, что не соблюден досудебный порядок, в этом случае у истца два пути: либо обжаловать определение суда, либо предоставить письменные доказательства (письмо, претензию), что он предпринимал меры по урегулированию спора до обращения в суд.

        Кроме того, принятие мер по разрешению спора мирно до суда, в том числе, путем ведения истцом переговоров с соседом, не будет лишним, поскольку, если удастся договориться без суда, это позволит сторонам найти какое-то решение удобное для них, а также сэкономит время. Помимо этого стороны могут пригласить кадастрового инженера, чтобы он определил координаты характерных точек границ участков, и на основании этого сделать выводы, кто неправ.

        Споры о границе с регистрирующим органом

        Регистрирующим органом могут быть допущены, например, какие-то ошибки в реестре, которые влекут за собой наложение границ земельных участков, не соответствие площадей и так далее. Если орган регистрации не устраняет добровольно ошибку, в этом случае, возникший спор разрешит суд.

        Споры о границе с регистрирующим органом могут быть связаны:

        • с тем, что на кадастровый учет был поставлен земельный участок, и в результате произошло наложение границ с соседним земельным участком
        • в связи с не регистрацией права собственности из-за пересечения (наложения) границ двух смежных участков
        • с внесением в реестр сведений о земельном участке с ошибками


        Похожие записи:

        Напишите свой комментарий ...