Изменение видов разрешенного использования арендуемой госземли. Возможно ли?

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Изменение видов разрешенного использования арендуемой госземли. Возможно ли?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Установление и изменение разрешенного использования земельного участка предусматриваются градостроительными регламентами, а на земельные участки, на которые градостроительные регламенты не распространяются или для которых они не устанавливаются, — другими актами .
———————————
См.: Лесной кодекс Российской Федерации.

На тех территориях, где утверждены правила землепользования и застройки, существует положительная тенденция к упрощению данной процедуры и к уменьшению проблем, вызванных необходимостью таких изменений. Однако встает другой актуальный вопрос: п. 6 ст. 37 Градостроительного кодекса говорит о том, что даже при утвержденных правилах землепользования и застройки заинтересованное лицо может подать заявление о предоставлении ему условно разрешенного вида использования земельного участка. Таким образом, законодатель, с одной стороны, закрепляет в правилах землепользования и застройки четкий перечень видов разрешенного использования для каждой территориальной зоны. С другой стороны, в порядке, установленном ст. 39 Градостроительного кодекса, заинтересованное лицо может получить и не предусмотренный правилами землепользования и застройки условно разрешенный вид использования земельного участка. Возникает вопрос об императивности данных правил и закрепляется возможность «обойти» их законным способом.

В большинстве муниципальных образований правила землепользования и застройки не утверждены.

В соответствии с предыдущей редакцией ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» крайний срок принятия правил землепользования и застройки составлял пять лет с момента принятия Градостроительного кодекса, т.е. до 30 декабря 2009 г. Федеральным законом от 27 декабря 2009 г. N 351-ФЗ «О внесении изменений в статью 3 Федерального закона «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» данный срок был продлен до 1 января 2012 г. До принятия правил решение об изменении разрешенного использования принимается главой местной администрации. Однако это законодательное положение создает ряд проблем:
———————————
Собрание законодательства РФ. 2005. N 1 (ч. 1). Ст. 17.
Российская газета. N 5076. 2009. 29 дек.

  1. В Законе не указано, орган местного самоуправления какого именно муниципального образования вправе принимать решение об изменении разрешенного использования. Ответ на данный вопрос можно встретить лишь в судебной практике: Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 23 июля 2008 г. N 4-Г08-27 содержит указание на то, что решение об изменении разрешенного использования земельного участка принимают органы местного самоуправления поселенческого уровня, городского округа и муниципального района (но только на межселенных территориях).
  2. Закон не устанавливает каких-либо процедур и документов, обосновывающих возможность изменения разрешенного использования земельного участка. Пользуясь данным пробелом, многие строительные компании выкупают земли, на которых располагаются объекты, предназначенные для одного вида разрешенного использования, сносят их и меняют разрешенное использование для строительства офисных зданий, складов и т.п. На их пути встает лишь проведение государственной экологической экспертизы, результаты которой, к сожалению, зачастую не соответствуют фактическому существованию дел в силу ряда социально-экономических причин.
  3. Требование о проведении публичных слушаний, установленное как обязательное при изменении вида разрешенного использования земельных участков для территорий, на которых не утверждены правила землепользования и застройки, не устанавливает обязательность результатов этих публичных слушаний. На практике также существуют большие проблемы с информированием населения о проведении публичных слушаний, что зачастую ставит вопрос: насколько эти слушания были «публичными»?
  4. Установленное п. 2 ст. 7 ЗК РФ правило о том, что «любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования», в отсутствие принятых правил землепользования и застройки не применяется в силу отсутствия результатов зонирования.

Это подтверждается судебной практикой. В Постановлении Федерального арбитражного суда Московского округа от 31 июля 2008 г. N КА-А41/6086-08 указывается, что «нормы данной статьи свидетельствуют о том, что возможность самостоятельного выбора разрешенного использования земельных участков поставлена законодателем в зависимость от видов использования, предусмотренных зонированием территорий». Также суд ссылается на Порядок ведения государственного реестра земель кадастрового района. Раздел «Земельные участки», утвержденный Приказом Федеральной службы земельного кадастра России от 15 июня 2001 г. N П/119 . Согласно п. 6.2.17 «сведения о разрешенном использовании (назначении) вносятся в соответствии с имеющим юридическую силу документом, которым устанавливается данное разрешенное использование». Таким образом, выбор разрешенного использования будет определяться не собственником земельного участка, а главой местной администрации, что создает «благоприятные» условия для коррупции. Однако следует указать, что с принятием ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» эти правила утратили силу. Тем не менее данный вопрос остается актуальным.
———————————
См.: Приказ Росземкадастра от 15 июня 2001 г. N П/119 «Об утверждении документов государственного земельного кадастра» (вместе с Порядком ведения государственного реестра земель кадастрового района. Раздел «Земельные участки») // Российская газета. N 130. 11 июля 2001 г. (Приказ, Порядок, Ф. 1.1).

Последние изменения, внесенные в ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации», добавили в п. 1 ст. 4 новый пп. 5, который закрепляет, что «разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства определяется в соответствии с проектом планировки территории, в границах которой расположены такие земельные участки и объекты капитального строительства». Предполагается, что данное положение, до принятия правил землепользования и застройки, сумеет поставить хоть какие-то рамки при изменении разрешенного использования земельного участка. К сожалению, относительная новизна нормы пока не позволяет сделать вывод о том, как она влияет на практику.

Читайте также:  Как рассчитать и удержать алименты

Иным образом обстоят дела с земельными участками, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется (земельные участки, занятые линейными объектами; земельные участки в границах территорий общего пользования и др.) или для которых градостроительные регламенты не предусмотрены (земли лесного фонда, земли особо охраняемых территорий и объектов, сельскохозяйственные угодья в составе земель сельскохозяйственного назначения и др.). Часть 5 ст. 37 ГрадК РФ устанавливает, что решение об изменении разрешенного использования таких земельных участков принимается в соответствии с другими федеральными законами. Однако в ЗК РФ и других специальных федеральных законах эти нормы зачастую отсутствуют.

Перевод участка из одной категории в другую: что нужно знать

Изменение назначения для земельного участка сегодня регулируется положениями ЗК РФ и Федеральным законом № 172-ФЗ от 21.12.2004 (актуальная редакция от 29.07.2017 г., далее в тексте – ФЗ 172). Прежде чем начинать процедуру перевода категории земельного надела в другой правовой статус, владельцу (пользователю) потребуется уточнить, может ли разрешить законодательство подобные изменения. Положениями ФЗ 172 устанавливаются ограничения и обязательные условия, которые потребуется соблюдать для смены категории того или иного вид земель:

  1. Для ЗСХН. Перевод таких ценных для государства наделов на общих основаниях запрещен (пункт 2 ст. 7 ФЗ 172). Исключительные обстоятельства, допускающие изменения, предусмотрены для наделов, стоимость которых ниже, чем 50% от средней кадастровой цены на землю в регионе. К таким условиям закон относит следующие причины изменения категории:
  • консервация территории;
  • создание особо ценных зон;
  • расширение ЗНП;
  • запланированное возведение промышленных сооружений;
  • перевод в водный или лесной фонд, в зоны запаса земли, если территория ЗСХН стала непригодной для эксплуатации;
  • строительство дорог, ЛЭП, трубопроводов;
  • для нужд обороны, выполнения международных государственных проектов;
  • запланированная разработка на месте ЗСХН полезных ископаемых;
  • размещение социальных объектов, в том числе для образования и здравоохранения, если нет другой территории для строительства данного объекта.

Зачем менять назначение земли

Для каждого участка земли государством установлена цель его использования, и пользоваться этим участком не по назначению нельзя. Нельзя построить на своем приусадебном участке магазин, а на землях сельхозназначения — многоквартирный дом.

Изменение вида разрешенного использования земельного участка применяется, например, чтобы:

  • заработать на перепродаже (земли населенных пунктов оцениваются намного дороже земель сельхозназначения);
  • организовать на своем подсобном участке производственное предприятие или торговую точку;
  • построить многоквартирный дом на участке, который предназначен для ведения подсобного хозяйства;
  • застроить участок сельхозназначения жилыми домами.

Если не произвести изменения разрешенного использования земельного участка, но в то же время использовать его не по назначению, можно оказаться привлеченным к административной ответственности. Наказанием за это может быть, в соответствии со ст. 8.8 КоАП РФ, штраф в размере:

  • до 1% кадастровой стоимости участка, но не меньше 10 тысяч рублей — за нецелевое использование земли (например, на приусадебном участке построен магазин);
  • до половины процента кадастровой стоимости участка, но не меньше 3 тысяч рублей — за неведение сельхоздеятельности на предназначенном для этого участке (например, пашня давно не используется);
  • до полутора процентов кадастровой стоимости участка, но не меньше 20 тысяч рублей — за то, что на участке, выделенном под индивидуальное жилищное строительство, ничего не строится.

Изменение целевого назначения

А как изменить вид разрешенного использования земельного участка, если перевода из одной категории в другую не требуется?

Примерный алгоритм таков: в земельный комитет вы представляете заявление о смене вида использования вашего участка с пакетом документов. Однозначно вам понадобятся документы на участок — кадастровый паспорт и свидетельство на собственность.

Каждой городской или районной администрацией разрабатывается и утверждается градостроительный регламент. Приложением к регламенту являются правила землепользования и застройки, в которых четко прописывается весь алгоритм изменения вида использования участка.

Если вашей администрацией правил землепользования и застройки не утверждено или ваш участок не подчиняется градостроительному регламенту, вам нужно официально направить запрос о смене вида разрешенного использования участка на имя главы местной администрации. Запрос нужно направить обязательно заказным письмом с уведомлением либо вручить лично под подпись.

На основании требований устава вашего района, города или поселка глава администрации обязан провести публичные слушания по вопросу смены разрешенного использования земли и с учетом результатов принять решение.

Публичные слушания должны пройти не позже месяца со дня подачи заявления, и их проведение должны будете оплатить вы (на основании 39 статьи Градостроительного кодекса РФ). При этом, так как законодательно не установлены правила изменения вида разрешенного использования земельных участков с перечнем документов, а есть лишь ссылки на градостроительные регламенты и уставы муниципальных образований, вам стоит обзавестись текстами и этих документов.

Что такое территориальная зона?

В законе, в частности в Градостроительном кодексе (статья 1), дано определение.

Территориальные зоны – это зоны, для которых в Правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.

Иными словами, территориальная зона – это область, которая имеет границы и для которой установлены какие-то градостроительные регламенты.

К градостроительным регламентам подойдем чуть позже, а пока отметим следующее.

Практически все города, поселки, села и др. населенные пункты разделены на территориальные зоны.

Некоторые примеры территориальных зон:

  • жилая зона,
  • деловая зона,
  • промышленная зона,
  • сельскохозяйственная.

В разных населенных пунктах может быть разное количество территориальных зон.

Нюансы процесса изменения назначения земельного участка

В первую очередь необходимо отметить, что все изменения, производимые с земельными участками, проводят так называемые земельные комитеты. Они есть не во всех районах или населенных пунктах. В таком случае надо обращаться в областное управление.

Читайте также:  Как открыть ИП в 2022 году: пошаговая инструкция для начинающих

Перед тем как начать смену назначения, рекомендуется посетить земельный комитет, чтобы получить полную информацию о правилах проведения процедуры и требуемому количеству документов. Потому что каждый административный орган самостоятельно решает, как проводить процедуру переназначения, какие документы для этого потребуются, в каком порядке и в каких сроках будет происходить перерегистрация земли. Поэтому в разных регионах некоторые позиции будут отличаться.

Во-вторых, инициировать изменение категории земли может только ее собственник. Вот почему в комиссию обязательно предоставляется паспорт и сертификат, подтверждающий собственность. Подавать заявление от имени собственника может и третье лицо. Но у него должна быть заверенная нотариусом доверенность, которую подписывает собственник земельного участка. Он же может получить разрешение комиссии.

Целевое назначение земельной площади определяет виды деятельности на ней. Такая мера, как выделение категорий и разрешенное использование наделов, необходима была для того, чтобы сделать эксплуатацию земельных площадей безопасной, практичной, сохранить качество грунта.

Было принято решение разделить все земельные угодья страны на несколько категорий, среди которых земли сельскохозяйственного назначение. Земли населенных пунктов, охраняемые зоны и другое.

Каждая категория имеет еще и определенный правовой статус, с учетом которого она должна использоваться. Благодаря такому подходу к охране и применению земельных ресурсов удается контролировать использование ценных земельных площадей, с перспективой распоряжаться ими.

ВНИМАНИЕ! За нарушение правил целевого правового статуса предполагается административная ответственность в виде штрафа.

Сумма штрафных санкций зависит от того, кто является нарушителем (физическое, юридическое лицо), насколько был причинен ущерб качеству участка. Чтобы не получить административное наказание и не лишится надела, рекомендуется поменять статус участка (если это возможно) или приобрести другой, с нужным ВИР.

Под категорией земли подразумевается закрепленное законодательство описание стандартных свойств. Выделяется законом 7 категорий:

  • Земли сельхозназначения.
  • Населенных пунктов.
  • Водного фонда.
  • Особо охраняемых территорий.
  • Лесного фонда.
  • Территории спец назначения.
  • Территории земли государственного запаса.

В категорию земель спец назначения входят площади, на которых располагаются разнообразные промышленные объекты, энергетические объекты, сооружения, связанные с обеспечением безопасности государства. Площади земель государственного запаса – это пока неиспользованные ресурсы, до этого времени они еще не были востребованы в народном хозяйстве.

В рамках каждой категории выделяются еще и земли с разными видами разрешенного использования (ВИР). Данное понятие дает возможность более точно определить применение земли и зонировать участки в рамках масштаба региона или субъекта федерации. ВИР могут быть нескольких групп – основные, вспомогательные, условно разрешенные.

Можно ли сменить вид использования земельного надела, если это необходимо для хозяйственной деятельности? Прежде всего, категорию земли нужно узнать перед ее покупкой, такую информацию представит кадастровый паспорт территории.

Разделение на категории производится не случайно, его цель– сохранение окружающей среды и самого ценного ресурса, земли. Если все же смена целевого назначения является актуальным вопросом, можно начать процедуру.

Право изменения категории дается собственникам участков законом под номером 172 от 21.12.2004.

Категория земель сельскохозяйственного назначения может изменяться в следующих случаях.

  1. Если участок стал непригодным для сельхоз деятельности и он переводится в лесной фонд.
  2. Когда нужно создать участки особо охраняемой территории, когда нужно выделить площадь под строительство промышленного комплекса или для прокладки путепроводов, коммуникаций.
  3. Может меняться категория с/х земли из-за добычи ископаемых на участке.
  4. Переводится сельхоз земля в другую категорию при необходимости возведения зданий здравоохранения или культуры, бытовых услуг.
  5. Также земля меняет статус в силу государственных интересов.
  6. Причиной перевода может быть и изменение границ населенного пункта.

По этим причинам земельное законодательство разрешает менять целевое использование с/х площадей. Есть и обстоятельства, при которых перевод будет категорически запрещен. Их нужно учесть перед тем, как подавать заявление на данную операцию.

  • Причиной отказа может стать заключение экологической экспертизы.
  • В случае, когда будущее использование не соответствует проектной документации региона.

Для перевода земли населенных пунктов в другую категорию должны изменяться границы территории. По этой же причине могут быть включены в землю населенных пунктов площади с/х назначения. Изменение категории земли выполняется редко и представляет собой сложную процедуру. Но можно изменить вид разрешенного использования внутри категории для того или иного участка.

Ответственность за ненадлежащее использование участка

Действующим законодательством предусмотрены различные виды правовой ответственности за ненадлежащее использование земель: гражданскую, административную и уголовную. Такую ответственность несут не только законные владельцы, но и к пользователи земель, на которых по договору или законодательным предписанием возложено право и обязанность по использованию недвижимого имущества.

Помимо этого, административные нарушения земельного законодательства подразумевают наложение штрафов, а также имеют следующие последствия для пользователей:

  • признание договоров и финансовых сделок с земельными территориями недействительными;
  • признание недействительными решений о передаче в пользование земель, которые поступают от органов государственного или местного самоуправления;
  • отказ в процессах государственной регистрации территорий или же признание предыдущих регистрационных манипуляций недействительными;
  • привлечение к ответственности физических и юридических лиц, которые нарушают правила эксплуатации или меняют целевое предназначение земель по своему усмотрению.

Обжалование решения об изъятии земельного участка в судебном порядке

Решения об изъятии земельных территорий принимаются государственными исполнительными органами или учреждениями местного самоуправления. Обжалование таких документов возможно лишь при условии, что решение не соответствует всем требованиям действующего законодательства или же нарушает права и законные интересы заявителя.

Право на обжалование решений о принудительном изъятии территорий появляется у физических и юридических лиц с момента получения уведомления о государственной регистрации соответствующего решения. Основанием для обжалования решений об изъятии земельной недвижимости является отсутствие действительной связи между решением органа государственного или муниципального управления об изъятии участка с возможностью реализации права лица на обжалование такого документа.

Основным фактором при рассмотрении судебных исков с обжалованием решений об изъятии территорий является наличие законных оснований для изъятия.

Таким образом, ненадлежащее распоряжение земельными территориями влечет за собой серьезные правовые последствия для всех видов пользователей (владельцев, собственников и эксплуататоров) наиболее распространенным среди которых является изъятие участков.

Читайте также:  Льготы и пособия матерям одиночкам в Москве (последние новости) в 2023 году

Причины изменений назначения земли

Смена назначения земельного надела может стать необходимостью по ряду причин, однако наиболее распространенными являются следующие:

1. Строительство жилого строения. Учитывая сложности с жильем, именно данная причина является самой востребованной, поскольку после постройки дома человек получает возможность проживать в нем вместе со своей семьей.

2. Желание перепродать земельный надел по более высокой стоимости. Не секрет, что изменение категории земли может привести к увеличению ее рыночной стоимости, что позволит в будущем реализовать ее по выгодной цене. ВАЖНО. Смена категории земельного надела с «Сельхозназначения» на «Постройку многоэтажного дома» приведет к увеличению стоимости земли примерно в 3-5 раз.3. Возведение предприятия для производства или же точки для коммерческой торговой. С точки зрения бизнеса это является наиболее прибыльным, поэтому изменение вида участка себя всецело оправдывает.

Правила заполнения заявления

В процессе изменения статуса относительно все просто и понятно. Единственный момент, который вызывает вопросы – это составление заявления. Оформляется подобный запрос по определенному образцу. В нем должны присутствовать такие сведения:

  • Шапка документа – название адресата вместе с адресом учреждения;
  • Информация о заявителе – ФИО, место проживания и контакты;
  • Основная смысловая часть – здесь прописывается актуальная на момент подачи заявления категория;
  • Желаемая категория, то есть будущее целевое назначение;
  • Кадастровый номер участка;
  • Основания, которые подтверждают важность и значимость просьбы, прописанной в заявлении;
  • Список прилагаемых документов;
  • Дата и подпись заявителя.

Составляя данное заявление, нужно придерживаться делового стиля, не допускать наличия помарок, приписок и исправлений. Рекомендуется вписать в текст нормативные акты, на которые можно опираться при переоформлении.

Вид разрешенного использования — ключевая характеристика любого земельного участка. ВРИ прописываются в виде кода, а по классификатору можно узнать, какие именно работы разрешено проводить. Например, если у надела указан ВРИ 2.2, это означает, что на нем возможно возведение жилого малоэтажного дома, выращивание сельхозпродукции и разведение животных, а также размещение вспомогательных построек, таких как гараж.

В документах на землю будет прописан основной ВРИ. Для каждой территориальной зоны установлен их перечень, доступный для владельцев недвижимости.

Важно: собственники могут сами выбирать один из основных ВРИ. Для смены достаточно обратиться с заявлением в МФЦ или органы Росреестра. Заявление также можно подать удаленно, через сайт мэра Москвы.

Задаваясь вопросом, как изменить целевое назначение земельного участка, стоит отметить, что подобный перевод осуществляется органами местного самоуправления. В их ведении находится не только муниципальная, но и частная собственность, за исключением сельскохозяйственных объектов. Последними, а также территориями во владении субъектов занимаются исполнительные органы Российской Федерации. Смена государственного земельного участка на другую категорию это и вовсе прерогатива правительства.

Принимая заявление к рассмотрению, и вынося решение о том, чтобы поменять категорию земельного участка, все эти структуры руководствуются лесным, водным и градостроительным законодательством, Конституцией Российской Федерации, а также рядом соответствующих постановлений, Земельным кодексом и Федеральными законами.

Поэтапный порядок смены категории земельного участка:

  • Подаётся заявление с перечнем необходимых документов одному из оговоренных выше ответственных органов, в зависимости от типа недвижимого объекта;
  • Запрос рассматривается специально собранной комиссией;
  • Ознакомление заявителя с решением комиссии;
  • При одобрении вносятся все требуемые коррективы в кадастровые документы и государственную базу;
  • При отказе решение можно оспорить через суд.

Как изменить ВРИ участка, находящегося в собственности{q}

В законе (статья 1 ГрК) дано очень объемное определение.

Градостроительный регламент — устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, а также применительно к территориям, в границах которых предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории, расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности соответствующей территории объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур и расчетные показатели максимально допустимого уровня территориальной доступности указанных объектов для населения.

Для целей изменения разрешенного использования нужно просто запомнить, что градостроительные регламенты – это документы, в которых описаны виды разрешенного использования для каждой территориальной зоны.

Иными словами, чтобы узнать виды разрешенного использования, действующие на вашей территориальной зоне, нужно найти нужный градостроительный регламент.

Ответ прост.

Градостроительные регламенты содержаться в Правилах землепользования и застройки (сокращено – ПЗЗ).

Для справки.

В Правилах землепользования и застройки помимо градостроительных регламентов, содержатся Карты градостроительного зонирования.

Карты – это графические документы, которые являются приложением к Правилам землепользования и застройки.

На картах зонирования отображаются границы всех территориальных зон, которые установлены в конкретном населенном пункте.

Проще говоря, с помощью карты зонирования можно определить, к какой территориальной зоне относится ваш участок.

Исходя из территориальной зоны, можно определить, какие виды разрешенного использования может иметь ваш участок.


Похожие записи:

Напишите свой комментарий ...